Не секрет, что в последние десять – двенадцать лет вопросы сохранения неповторимого архитектурного облика нашего города и, в частности, исторического центра Северной столицы являются предметом не только узкоспециализированных дискуссий, но и зачастую приводят к серьёзному противостоянию жителей с застройщиками и поддерживающими их чиновниками. Несмотря на то, что конец прошлого и начало нынешнего года ознаменовались в городе на Неве массовыми акциями протеста «обманутых дольщиков», валютных заёмщиков, докеров, дальнобойщиков, градозащитное движение тоже не бездействовало.
В самом конце ушедшего от нас 2015 года был подписан губернатором и с января вступил в силу принятый городскими парламентариями, во многом благодаря принципиальной и твёрдой позиции депутатов-коммунистов, новый порядок согласования архитектурного облика впервые создаваемых и реконструируемых зданий. Отныне застройщики обязаны будут получать согласования своих планов только после экспертизы того, не искажает ли новодел веками сложившиеся городские архитектурные ансамбли. Решение будет выноситься до утверждения градостроительного плана земельного участка с учётом месторасположения будущего объекта, возможности градостроительной интеграции и сохранения сложившейся среды.
Несмотря на некоторые оговорки, связанные, например, с тем, что новые правила не применяются, «если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка поступило в исполнительный орган государственной власти до вступления в силу настоящего закона», давнее требование градозащитного движения получило своё законодательное оформление, и теперь появился шанс, что оно воплотится в жизнь.
Кроме того, 16 декабря 2015 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга выступило с проектом Федерального закона «О некоторых вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Активно поддерживаемая градозащитниками инициатива предусматривает, в частности, детальное описание общих принципов проведения обследования объектов недвижимости на территории исторического центра.
Законопроект включает в себя гарантии прав собственников жилых и нежилых помещений при проведении обследования, вводит понятие комплексного анализа социально-экономического развития территорий исторического центра Санкт-Петербурга, конкретизирует правовые последствия обследования многоквартирных домов, расположенных на территории исторического центра. В случае его принятия будут обеспечены гарантии прав собственников и нанимателей помещений и прояснен порядок решения имущественно-правовых вопросов с собственниками жилых и нежилых помещений в случае, если после проведения работ по устранению аварийности площадь жилого помещения изменилась.
В конце января по районам города прошла серия общественных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Помимо общих требований городского масштаба, о которых мы скажем ниже, в каждом из районов локальные инициативные группы, поддержанные активистами Движения гражданских инициатив (ДГИ), движения «Живой город», движения «Красивый Петербург» и депутатами от оппозиции, вносили свои частные поправки и предложения. Так, в Выборгском районе местные жители потребовали в два раза — с восьми до четырёх этажей — понизить предельную высоту предполагаемого жилищного массива рядом с любимым местом отдыха горожан парком «Сосновка», выступили против намерений построить трассу М7 прямо на территории Удельного парка и планов сноса 3200 гаражей на углу улицы Жака Дюкло и Лиственной улицы.
На слушаниях в Калининском районе активисты «Живого города» выступили против попытки застроить сквер на Гражданском проспекте, дом 6. На слушаниях в Московском районе представители ДГИ и «живогородцы» поддержали позицию руководства Пулковской обсерватории по восстановлению в полном объеме существенно сокращенных в проекте ПЗЗ границ охранной зоны, без которых обсерватория — уникальный научный объект! — не сможет нормально функционировать. В противном случае, если будут уничтожены зелёные насаждения, появятся дополнительные источники тепла и освещения, прозрачность воздуха понизится, турбулентность атмосферы, наоборот, увеличится, как и засветка, а качество наблюдений астрономов существенно упадёт.
Во время общественных слушаний в Адмиралтейском районе председатель Координационного совета ДГИ Евгений Козлов предложил дополнить проект ПЗЗ общими требованиями, не позволяющими выдавать застройщикам градостроительные планы в случае отсутствия проекта межевания территории. Эта мера позволит не допустить нарушения инвесторами интересов владельцев соседних земельных участков, в частности, под многоквартирными жилыми домами. В новом проекте необходимо сохранение норм прежних ПЗЗ, согласно которым при строительстве опасного объекта, например, завода, электростанции, свалки, не допускалось, чтобы санитарно-защитная зона подобного объекта выходила за границы отведенного под его строительство участка.
Горячие споры вызвала ещё одна предполагаемая новация: действуя в интересах сокращения расходов инвесторов, городские чиновники предлагают изменить действующий порядок строительства автомобильных парковок.
Согласно их намерениям, при строительстве новых зданий предполагается до половины положенных по закону мест для автомобилей располагать за пределами данного земельного участка. По мнению активистов ДГИ, принятие такого норматива может ударить по жителям, которые просто-напросто останутся без парковочных мест. Чтобы не страдали те из них, кто имеет автомобиль, соотношение должно быть изменено.
27 января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, активисты градозащитных движений провели акцию «27 пикетов» в защиту мемориального здания тяговой подстанции на набережной реки Фонтанки, дом 3А, на месте которой граждане инвесторы планируют построить элитные апартаменты. Весной 1942 года в блокадном Ленинграде под обстрелами и бомбёжками гитлеровцев пошёл трамвай — единственный вид общественного транспорта в осаждённом городе, перевозивший в том числе и раненых, воинские части, грузы для нужд фронта, участвовавший в вывозе мусора и нечистот. С помощью трамвая наш город был спасён от неминуемой эпидемии. Подвиг ленинградских трамвайщиков беспрецедентен, а сохранить подлинный памятник блокадного Ленинграда, каким является здание тяговой подстанции на набережной реки Фонтанки, дом 3А, — наш долг перед светлой памятью защитников города-героя. Пикеты в этот день прошли на Невском проспекте и возле резиденции городского правительства в Смольном.
20 февраля состоялся митинг против попыток застроить парк имени Трёхсотлетия Петербурга. Районная администрация дважды отказывала в согласовании публичного мероприятия, и лишь обращение организаторов в суд вынудило чиновников отступить.
На январских общественных слушаниях в Приморском районе порядка двухсот местных жителей выступили против планов возведения в зелёной зоне размером 3,9 га, прилегающей к парку с западной стороны, элитной частной клиники «газового монополиста». Инициативная группа местных жителей, требования которой поддерживают ДГИ, «Красивый Петербург», депутаты городского парламента от КПРФ, СР и «Яблока», собрала около 13 тысяч подписей за запрет любой застройки данного участка и тем самым сокращения территории парка. Эту же позицию разделяют руководители почти тридцати находящихся вблизи единственной в северо-приморской части общественной зоны отдыха ЖСК и ТСЖ, жильцы расположенных в окрестностях парка домов.
Как видим, текущая зима оказалась для петербургских градозащитников весьма «горячей». Борьба за сохранение исторического облика северной столицы России, её «зелёных легких» и благоприятной среды обитания для горожан продолжается.