В единый день голосования 14 сентября жители северной столицы будут избирать губернатора Санкт-Петербурга и депутатов 106 из 111 муниципальных советов, расположенных на территории нашего города. Уже сейчас, в разгар агитационной кампании, понятно, что власть предпринимает всё, чтобы предстоящие выборы выглядели как референдум о продлении полномочий действующего губернатора и единороссовского большинства в муниципальных образованиях. Методы опробованы давно, приемы и способы вошли в арсенал буржуазии и стали широко известны. Их совокупность называется в народе «административный ресурс».
Мы уже писали о законодательных препонах, препятствующих выдвижению кандидатов на пост губернатора от оппозиции, о новациях, существенно помогающих проправительственным кандидатам на местных выборах. Согласно недавним изменениям в правовых актах Санкт-Петербурга, досрочное голосование и голосование по временной регистрации разрешается, как этого потребовал в своём недавнем постановлении Конституционный Суд РФ, «муниципальный фильтр» для кандидатов в губернаторы предусматривает сбор, как минимум, 156 муниципальных депутатов в трех четвертях муниципальных советов, при этом все кандидаты на пост губернатора выдвигаются только от политических партий.
Для выдвинутого «Единой Россией» Георгия Полтавченко, возглавляющего город Невы уже три года, досрочные губернаторские выборы — это шанс не просто сохранить на пять лет свои нынешние полномочия, но и увеличить аппаратный вес, избавившись от не вполне популярного ныне клейма «медведевского назначенца», получить мандат на кадровые перестановки, благо условия для этого уже созданы: от прежней команды Валентины Матвиенко в Смольном ныне практически никого не осталось, все руководители комитетов правительства Санкт-Петербурга ещё в прошлом году переведены на работу по срочным контрактам, которые куда как проще в случае необходимости взять и не продлить. Для питерских капиталистов досрочные губернаторские вывод стали прекрасной возможностью заручиться поддержкой «старо-нового» губернатора как в плане общеклассовых интересов новых собственников, то есть сохранения «социально-политической стабильности» как условия для беспрепятственной наживы на эксплуатации наёмных работников и перекладывании тягот экономического кризиса на плечи трудящихся, так и с точки зрения надежд на лоббирование своих интересов при реализации тех или иных конкретных «стратегических проектов». Не случайно в числе доверенных лиц кандидата Полтавченко уже на начало августа был зарегистрирован 131 представитель бизнес-структур. В их числе и «первые лица» крупнейших городских предприятий-монополистов, наподобие «Водоканала», «Метрополитена», «Петербургтеплоэнерго», Октябрьской железной дороги, и банкиры, и директора крупнейших промышленных предприятий и строительных корпораций.
Конкурируют с выдвиженцем «Единой России» кандидаты от КПРФ и ЛДПР — депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова и Константин Сухенко соответственно, а также два, как их называют политологи и журналисты, «технических кандидата», которые не откажутся от участия в выборах ни при каких условиях и обеспечат тем самым их проведение как «альтернативных и демократических». Первый из них — практически никому не известный пенсионер Тахир Бикбаев, выдвинутый «Зелёными», в агитационной кампании до сих пор был заметен мало, зато второй — Андрей Петров от партии «Родина» — заслуживает особого разговора. Как откровенно поведал гражданин Петров в одном из немногих интервью ещё до назначения даты выборов, «в политику я пришел в день десантника – 2 августа 2012 года. До этого момента я никогда не занимался политикой. Занимался меценатством, общественными проектами, делал то, что делает любой православный бизнесмен. Но ситуация в России дошла до такой степени, что ни один здравомыслящий человек, ни один офицер не мог оставаться в стороне. Я пытаюсь спасти страну от полного разложения – каждый мужчина должен в этой жизни сделать что-то полезное для своей страны. Как раз начала возрождаться партия «Родина» – единственная партия, в которой я себя видел. Партия «Родина» была зарегистрирована в день конца света, 21 декабря 2012 года. Интересное, наверное, знаменательное совпадение: 21 декабря – день рождения Дмитрия Олеговича Рогозина и Иосифа Виссарионовича Сталина. В Петербурге отделение было зарегистрировано 12 марта 2013 года. Сейчас у нас менее 200 членов партии. Заявления еще более 500 кандидатов рассматриваются… У меня достаточно обширные деловые связи, контакты, которые сформировались во время общественной деятельности. Например, с людьми, с которыми мы храмы восстанавливали когда-то. В партии много моих близких знакомых, с которыми я учился и служил в Севастополе… «Родина» – это абсолютно прогосударственная партия, поддерживающая Владимира Владимировича Путина. Мы так и называем себя – спецназом президента. Мы – небольшой, но, надеюсь, продуктивный спецназ. Мы служим, как умеем, работаем, как умеем. А как к нам относится исполнительная власть Санкт-Петербурга? Если хорошо, то мы рады еще больше работать…
«Единая Россия» для нас – не противник. Наш лидер Журавлев, депутат фракции «Единая Россия» в Госдуме. Мы – прогосударственная партия, которая сражается за предвыборную платформу Путина». Судя по всему, «прогосударственная» партия «конца света» с момента своей регистрации стала рассматриваться в Смольном как запасной вариант «партии власти» на тот случай, если рейтинг «Единой России» на берегах Невы всерьёз просядет. Не случайно, именно «Родина», а не «Единая Россия» проводила в Петербурге «официальный митинг» 18 марта 2014 года в честь возвращения в состав нашей страны Крыма и Севастополя, на которым присутствовал и выступал вице-губернатор города Игорь Дивинский, негласно считающийся главным городским покровителем «православного мецената» Петрова и его партии, которая по мнению гражданина Петрова, «выражает интересы настоящего российского избирателя, постоянно живущего на территории страны, имеющего семью и детей, которые учатся в России. Я обрисовываю вам настоящий слепок патриота». В итоге «настоящий слепок патриота» по фамилии Петров, имея в активе одного-единственного муниципального депутата от «Родины» на территории Санкт-Петербурга, заручился при преодолении муниципального фильтра внушительной поддержкой «конкурентов». В поддержку его регистрации подписались 132 муниципала-единоросса, почти столько же, сколько за кандидата от «Единой России» Георгия Полтавченко (135 депутатов-единороссов).
Не повезло лишь выдвиженцу «Справедливой России» Оксане Дмитриевой. Её поддержали всего 111 депутатов, чего для регистрации не хватило. При этом из более чем восьми десятков действующих пока депутатов муниципальных советов от «Справедливой России» руководителя за своего регионального партийного отделения подписались всего лишь 48. Попутно выяснилось, что при проверке подлинности подписей, проведенной Санкт-Петербургской избирательной комиссией, действительными оказались лишь 106 подписей. Пять подписей ушлые муниципалы ещё раньше поставили в поддержку других кандидатов (об этом свидетельствуют даты нотариального заверения), банально одурачив бедную Оксану Генриховну. Причины такого своекорыстного поведения пятерых депутатов носили, скорее всего, не вполне политический характер. Буквально на финише подписной кампании в СМИ появилась информация о том, что кандидат Дмитриева и её сподвижники платили депутатам за подписи в поддержку её выдвижения. Как стало известно интернет-изданию «Фонтанка», «депутат муниципального образования «Адмиралтейский округ», руководитель комиссии по военно-патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Владимир Титов направил жалобу в горизбирком о попытке эсеров его подкупить.. Глава городского избиркома Алексей Пучнин подтвердил, что комиссия получила жалобу, однако рассматривать ее она не намерена. Вместо этого письмо передали в Следственный комитет и прокуратуру. «Мы действительно получили обращение от одного из депутатов о попытках склонить его к действиям в пользу одного из кандидатов в губернаторы. Но вместе с тем, не в компетенции горизбиркома рассматривать обращения, в которых сообщается о совершении преступлений. Поэтому в соответствии со статьей 141 УПК мы передали обращения в СК РФ и прокуратуру. Именно они будут проводить проверку по сведениям, изложенным там», – заявил он «Фонтанке». Кроме того, утверждает источник «Фонтанки», к заявлению приложат запись встречи, на которой якобы были предложены деньги за автограф… Заметим, что слухи о попытках якобы представителей штаба Дмитриевой «купить» подписи появились со стартом избирательной кампании, суммы называют от 10 до 100 тысяч рублей…».
Оказавшись за бортом предвыборного процесса с очевидно не радующей перспективой объяснений в Следственном комитете и прокуратуре по поводу отдельных финансовых аспектов преодоления «муниципального фильтра» да ещё на фоне слухов о том, что в руководстве питерского отделения «Справедливой России» её может заменить коллега по Государственной Думе Олег Нилов, Оксана Генриховна открыла кампанию за бойкот губернаторских выборов посредством порчи бюллетеней. Оно и понятно: отныне любые попытки сместить её с занимаемой должности или отдать под следствие будут рассматриваться как «политическая месть» за призывы, направленные на снижение процента кандидата Полтавченко в единый день голосования. Вслед за Дмитриевой активный бойкот поддержали трое исключенных из «Яблока» депутатов городского парламента — сторонники партии «Гражданская платформа» во главе с Максимом Резником, ряд иных либеральных структур, «РОТ фронт», «Левый фронт» и другие левые организации. Несомненно, их критика в адрес фарсового характера выборов 14 сентября, применения административного ресурса ради отсечения оппозиционных кандидатов абсолютно справедлива. Другое дело, что и в этой ситуации есть различные варианты возможных действий. Так, один из лидеров питерского отделения «Гражданской платформы» Валерий Федотов предложил свой алгоритм действий: «У референдума 14 сентября может быть только два исхода: победа Полтавченко в первом туре или его поражение. И если власть делает все возможное, чтобы обеспечить первый результат, оппозиция должна сделать всё возможное для второго. Если власть призывает своих сторонников проголосовать за Полтавченко, правильный сформулированный призыв оппозиции ко всем, кому не по душе выборы без выбора, должен звучать только так: «Приходи и не голосуй за Полтавченко!». Иные призывы неизбежно ведут к запутыванию и бессмысленному дроблению оппозиционного электората… Голосование за технических кандидатов следует воспринимать исключительно как разновидность политического протеста, так как их претензии на победу и власть невозможно воспринимать всерьёз».
Пока не понятно, боится ли власть перспективы, обрисованной Валерием Федотовым, или просто действует по годами накатанной схеме, но административный ресурс включен на берегах Невы на полную катушку. Ограничивается проведение публичных мероприятий. Так, например, из восьми поданных Петроградским райкомом КПРФ уведомлений на проведение пикетов в Александровском парке неподалеку от станции метро «Горьковская» с 5 по 12 сентября, где много лет подряд без проблем и регулярно проводятся публичные мероприятия КПРФ, ЛДПР, Движения гражданских инициатив, экологов, жилищных активистов, были согласованы лишь два, а по остальным заявителями были получены отказы по надуманным предлогам. 3 сентября стартовало досрочное голосование. К открытию помещений, предназначенных для данной процедуры, у зданий избирательных комиссий собрались огромные очереди из бюджетников, которых привозили весь день на автобусах. При досрочном голосовании нет привычных списков избирателей, в которых находят фамилию явившегося проголосовать, где он расписывается, всех просто записывают от руки в пустую таблицу, что дает возможность проголосовать ещё не один раз. Как заявила интернет-изданию «ЗАКС. Ру» старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич, «меня смущают данные по желающим досрочно проголосовать. Если их принимать буквально, то мы можем только предположить, что идет какая-то массовая кампания, которая требует, например, от служащих госпредприятий досрочного голосования в нужном месте за нужного кандидата…». Вовсю идёт не оплаченная из избирательного фонда агитация за «единого кандидата капиталистов и чиновников». Стены домов покрываются листовками без выходных данных, выставляются щиты наружной рекламы, где оперный певец Василий Герелло, тренер по фигурному катанию, почетный гражданин Петербург Тамара Москвина, летчик-космонавт Андрей Борисенко, гендиректор судостроительной фирмы «Алмаз» Леонид Грабовец, актриса и депутат городского парламента от «Единой России» Анастасия Мельникова на фоне видов города высказываются в поддержку «Стратегии-2030», являющейся базовым программным документом Георгия Полтавченко, на который неизменно ссылаются просмольнинские пропагандисты. Коли сам руководитель предвыборного штаба Полтавченко Виктор Лобко признает, что «предвыборная программа Полтавченко — базируется на «Стратегии-2030», то непонятно, почему подобного рода активность не рассматривается горизбиркомом как часть предвыборной агитации? Точно также непонятно, почему никто не реагирует на появление в петербургских школах в канун 1 сентября — газеты выложены открыто для бесплатной раздачи детям и их родителям — издания, в котором черным по белому указано «заказчик: Полтавченко Георгий Сергеевич. Изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность Губернатора Санкт-Петербурга»? Представляю, какой гвалт поднялся бы, как оперативно начали бы действовать правоохранительные органы, если бы в государственные школы вышли с подобной агитацией коммунисты…
Впрочем, граждане России за двадцать с лишним лет либерально-рыночных реформ видели и не такие выкрутасы власти. Будничные проявления административного ресурса не просто подрывают в глазах людей веру в миф о «буржуазной демократии». Они — медленно, но верно — формируют в общественном сознании понимание того, что изменения к лучшему в нашей стране могут прийти лишь путём революционного разрыва с насквозь прогнившей капиталистической системой.