Даже советские чиновники не додумались до того, чтобы демонстрацию фильмов в кинотеатрах и всевозможные показы на фестивалях, Неделях зарубежного кино, ретроспективах, в Домах кино во всех республиках СССР, в киноклубах и учебных заведениях сделать практически однотипными и подчиняющимися строгому регламентированию с помощью прокатных удостоверений. Раньше выдача так называемых разрешительных удостоверений для обширной продукции, предназначенной для советского кинопроката, являлась делом, в общем-то, техническим и служебным, поскольку существовала вполне продуманная и разветвлённая система сдачи и приёма отечественных фильмов, а также дублированных иностранных лент.
Зато на различные показы вне сферы Главкинопроката попадали картины без каких-либо разрешительных удостоверений, что отнюдь не означало отсутствия предварительного цензурирования и даже запрета на ряд произведений. Однако этот способ регулирования был по-своему гибким и мобильным, давая возможность тем организациям, которые отвечали за демонстрацию кинопродукции за пределами официального проката, быстро и без особой волокиты принимать решения по поводу показа того или иного фильма в рамках какого-либо мероприятия.
А вот нынешний закон установил с 1 июля 2014 года полное равенство проката и показов. Хотя необдуманность и даже глупость такого решения готовы признать и некоторые из известных депутатов, имеющих отношение к кино (например, Владимир Бортко и Елена Драпеко), однако этого так и не осознал главный инициатор запретительных мер — Станислав Говорухин.
Вот уже несколько кинофестивалей «горячего летнего сезона» напрямую столкнулись с немалыми проблемами при составлении программ, поскольку многие из новых лент поступают, что называются, ещё с колёс, порою отсматриваются отборщиками в черновом варианте, чтобы застолбить право на первоочередную демонстрацию. А введение нормы об обязательном получении прокатных удостоверений как раз является труднопреодолимым препятствием, потому что требует дополнительного времени и существенных затрат для оформления целого пакета документов.
Министерство культуры, которое теперь, опомнившись, вроде как готово посодействовать в частичном изменении формулировки закона, чтобы фестивалям было предоставлено право показывать кино без прокатных удостоверений, всё же не без издёвки ссылается на то, что возмутившая многих кинематографистов норма якобы содержалась ещё с 1996 года, хотя и не применялась на практике, а тем более не предусматривала штрафных санкций. Но и в предлагаемой Минкультом поправке по-прежнему ни слова не сказано о возможности показов различных картин, допустим, в Музее кино или в учебных заведениях, включая профильные. И, в принципе, оказывается под угрозой наказания любой человек, который вздумает устроить демонстрацию в небольшой компании других поклонников кинематографа даже старого заграничного фильма, не имеющего прокатного удостоверения. Или же представьте себе иную ситуацию: съёмочная группа только что закончила работу над новой лентой и решила проверить её восприятие, созвав специальную фокус-группу, чтобы узнать о зрительском потенциале. Но согласно введённому с 1 июля ограничению, подобный показ тоже следует рассматривать как незаконный и подлежащий штрафу.
Немало комментаторов этого «кособокого закона» также обратили внимание на весьма знаменательную дискриминацию именно российской кинопродукции, которая оказалась не в равном положении с иностранной, коей было разрешено беспрепятственно участвовать в фестивалях. Ненароком вспомнишь по аналогии с советской эпохой, что тогда в Госкино СССР существовал Особый отдел, который занимался вовсе не тем, что делали другие особые отделы во всех организациях страны, а поставлял для партийных чиновников и членов их семей (кое-что перепадало и кинематографистам) явно нелегальные зарубежные фильмы, беззастенчиво и именно пиратски копировавшиеся в Госфильмофонде. Но теперь даже классика мирового кино, давно находящаяся в других странах в свободном доступе, будет однозначно запрещена для просмотра в Интернете, ибо существование этих произведений в Сети тоже недопустимо без прокатных удостоверений.
Ещё больше удивило и чуть ли не повергло в шок жёсткое намерение законодателей подвергнуть процессу своеобразного «обилечивания» всё короткометражное кино, включая студенческие работы, которое у нас вообще не попадает в прокат в течение уже нескольких десятилетий, а получает хоть какой-то доступ к зрителям только на фестивалях и различных мероприятиях почти частного порядка.
И дело тут не в одних лишь запретительных мерах чрезмерно строгого характера с невольно прочитывающимся намерением практически удушить на корню отечественный кинематограф. Немыслимая бюрократизация кинопроцесса, связанная с долгим и трудным оформлением прокатных удостоверений, поскольку выстроится гигантская очередь, исчисляемая уже не сотней претендентов, а несколькими тысячами(!), создаст широкое поле для разного рода махинаций и взяток, чтобы кто-то смог поскорее решить волнующий вопрос. Его Величество Блат никуда не исчез, а лишь модифицировался и резко подорожал в соответствии с запросами новой эпохи.