Экологические проблемы многообразны. Однако, для крупных городов и окружающих их территорий в деле сохранения благоприятной среды обитания на передний план выходит то, насколько качественно организовано обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами (ТБО), а в просторечии — уборка, вывоз, захоронение и утилизация мусора, являющегося продуктом жизнедеятельности человека в мегаполисе. В современной капиталистической России с данной частью природоохранной и жилищно-коммунальной сферы дело обстоит из рук вон плохо.
Согласно сведениям, представленным в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году», количество ТБО составило 52,9 млн. тонн (в 2013 года — около 60 млн. тонн), а средний показатель образования ТБО на душу населения в 2011 году был равен 0,4 тонны на 1 человека. 57 % свалок ТБО расположены на землях населенных пунктов, 16 % — на землях сельскохозяйственного назначения, 15 % — в водоохранных зонах, 8 % — на землях лесного фонда. На полигонах ежегодно складируются 17,5 млн. тонн макулатуры, 2 млн. тонн черных и цветных металлов, 2 млн. тонн полимерных материалов, 20,5 млн. тонн пищевых отходов, 4 млн. тонн стекла, а прочих материалов, таких, как, например, текстиль, — 4,5 млн. тонн. При этом в настоящее время в Российской Федерации действуют 243 комплекса по использованию (утилизации) отходов, 53 комплекса по сортировке отходов, около 40 мусоросжигательных заводов, но уровень переработки ТБО не превышает 7-8 % (остальное идёт на захоронение на полигонах), когда во многих странах Европы этот показатель составляет более 60%. Дополнительных комментариев эти цифры не требуют: каждый, кто хоть раз побывал в любом из петербургских дворов и поглядел на возвышающиеся в его глубинах горы отходов, начинает осознавать остроту «мусорной проблемы».
Казалось бы, осознали это обстоятельство и правительственные чиновники. Ещё в феврале прошлого года специалистами Министерства природных ресурсов и экологии РФ был подготовлен проект «Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации». После полугодового обсуждения данная «Концепция» и была утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 298 от 14 августа 2013 года. Справедливости ради необходимо отметить, что текст документа вполне адекватно описывает печальное положение с ТБО, которое сложилось на момент принятия «Комплексной стратегии». Повсеместное захоронение отходов и нарушение экологических требований при их размещении очевидным образом приводит к негативному воздействию на окружающую среду. Это и загрязнение земель, и выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к необратимым изменениям климата. Кроме того, безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров. Система заготовки и переработки вторичного сырья, которая успешно функционировала в СССР, была в «гайдаровские» времена ликвидирована, а взамен ей так и не было создано ничего нового. Слаба и недостаточна инфраструктура по раздельному сбору, использованию (утилизации) и обезвреживанию образовавшихся отходов, а предусмотренный действующим законодательством механизм привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по удалению ТКО крайне неэффективен. От реализации мер, заложенных в тексте «Комплексной стратегии», правительственные чиновники ожидают сокращения образования ТБО, кратное увеличение объемов ТБО, вновь вовлекаемых в хозяйственный оборот, и сокращение объемов ТБО, направляемых на захоронение, а как следствие — кардинальное уменьшение негативного воздействия их на окружающую среду и здоровье населения. И всё это — к 2030 году, разумеется, при поэтапном совершенствовании правовых нормативов и механизмов экономического регулирования, создании новой и развитии существующей материально-технической базы и даже внедрения в нашу жизнь системы экологического воспитания и образования граждан.
С момента принятия «Комплексной стратегии» прошло полгода и можно уже сейчас подвести предварительные итоги её реализации в ходе намеченного авторами первого этапа работ. Как заметил в интервью «Строительному еженедельнику» директор НП «Проектные организации Северо-Запада» Виктор Морозов, «документ поражает своей неконкретностью. На мой взгляд, стратегия малопригодна для реализации. По основным вопросам утилизации твердых бытовых отходов имеются серьезные замечания. Эти вопросы — организация переработки отходов, устройство полигонов для захоронения отходов, борьба с несанкционированными свалками, законодательные инициативы и финансовое обеспечение реализации стратегии. По данным стратегии, в России производится около 60 млн тонн бытовых отходов в год. Переработка ТБО в настоящее время в основном представлена их сортировкой и отбором из них вторичного сырья. При этом сортировке подвергается не более 15% отходов. На полигоны и свалки поступает не менее 92% бытовых отходов, в том числе и без какой-либо переработки. Полигоны зачастую переполнены и, как правило, не отвечают требованиям безопасного захоронения ТБО. На несанкционированных свалках, естественно, никаких мер по соблюдению безопасности не предусмотрено. Количество свалок в разы превышает число зарегистрированных полигонов, а борьба с ними ведется совершенно неэффективно. Единственное, где мы не совсем отстали, это сбор отходов и их доставка к местам сортировки и захоронения. Здесь имеется необходимое оборудование, пусть и не самое совершенное, и достаточный опыт».
Возьмём для примера хотя бы практику раздельного сбора мусора. В городе на Неве такие попытки предпринимались на моей памяти дважды — оба раза без видимого успеха. В 2002 году была установлена первая в городе площадка по раздельному сбору ТБО, а четыре года спустя было торжественно объявлено о введении раздельного сбора мусора. Однако, кроме установки разноцветных контейнеров, столь широко разрекламированная в провластных СМИ программа не предусматривала работы с коммунальными службами. Об этом жилищные чиновники Санкт-Петербурга как-то позабыли, поэтому не прошло и года, как установленные контейнеры фактически перестали использоваться по назначению. Уже совсем недавно, в 2012 году, руководство специализирующегося на вывозе ТБО ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс»» предложило установить контейнеры в двух районах города за счет предприятия, а информированием близлежащих домов занялись волонтеры экологического движения «РазДельный Сбор». Однако и тут прорыва не случилось, как и в случае аналогичных попыток Новосибирске. Оно и понятно: чиновники просто ставят жителей перед фактом, что отныне надо раскладывать мусор по трём контейнерам, но при этом совсем не думают ни об организации его своевременного раздельного вывоза, ни его раздельной переработки. У коммерческих организаций, занимающихся приёмом у населения вторичного сырья, тоже нет особого материального стимула подумать о раздельном приёме. Законопроект о залоговой стоимости тары, предусматривающий возврат её стоимости при сдаче обратно по использовании в магазин, уже десять лет пылится в аппарате Государственной Думы без видимого движения.
Нет должного контроля и за полигонами по захоронению ТБО. Как отмечает Виктор Морозов, «одна из главных причин образования свалок — это поведение перевозчика отходов (юридического лица). Сегодня он имеет право выбора, куда везти отходы — на завод, на полигон или в соседний лес. Привезешь отходы на завод или полигон — необходимо платить за переработку или за их захоронение из собственных средств, а в лес — бесплатно. Против доставки отходов на завод и полигон действует экономический стимул». Эту проблему решить можно было бы уже сейчас — при наличии политической воли. Надо всего лишь «изменить финансовые потоки, это прерогатива регионов. За факт доставки отходов должен платить не перевозчик, а завод или полигон как за сырье для обеспечения собственной деятельности». Перераспределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду назрело давно, но «Комплексной стратегией» не предусмотрено. А жаль: ведь, к примеру, около 60% ТБО из Санкт-Петербурга утилизируется на полигонах, расположенных в соседней Ленинградской области, и изменение места платежей позволило бы использовать эти средства для развития предприятий, перерабатывающих мусор, там же, на местах захоронения ТБО. Как отмечают эксперты, в одном лишь Санкт-Петербурге только 20% ТБО подлежат переработке на специализированных заводах, а 80% вывозится для захоронения, при этом часть размещается на специализированных полигонах, а часть оседает на несанкционированных свалках. В итоге каждый год в Санкт-Петербурге и соседней с Северной столицей Ленинградской области выявляют около 2 тыс. несанкционированных свалок. Суммы штрафов за подобные правонарушения невелики в сравнении со стоимостью приёма ТБО на легальных полигонах для их захоронения. В подобной ситуации о «патриотизме» и «экологической сознательности» отечественных толстосумов можно забыть!
Не предусмотрены «Комплексной стратегией» и такие, казалось бы, лежащие на поверхности идеи, как введение специального сбора с производителей и импортёров продукции — сбора за утилизацию или захоронение упаковки поставляемых ими товаров, перечисление этих средств в специальный утилизационный фонд, средства которого должны расходоваться исключительно на цели переработки ТБО. Нет графика ограничений приёма, а затем и полного запрета приёма на полигонах не подвергнутых переработке ТБО. Нет и четкого понимания и описания механизмов полного внедрения селективного сбора отходов, их сортировки по итогам раздельного сбора и последующей утилизации. Фактически захоронение по-прежнему сохраняет приоритет перед безотходными технологиями полной переработки ТБО, включая строительство новых заводов.
Всё это и делает рекомендации чиновников правительства Дмитрия Медведева «неконкретными и малопригодными». Как в части сбора и переработки мусора, так и в целом, во всей неолиберальной социально-экономической политике…