Рьяные охранители и радикальные либералы едины в одном: ни те, ни другие не опускаются до анализа общественных процессов. Корень зла видят в персоналиях, только имена меняются… Нежелание думать всегда находит убедительное оправдание. Одни люди, восхищаясь киевским Майданом, отметают любые критические замечания простой ссылкой на великорусские “имперские комплексы”, не позволяющие правильно оценить украинскую “национальную революцию” (ссылки на это “имперское мышление” звучат даже тогда, когда источником неприятных комментариев оказывается украинец, пишущий из Киева). Охранители, напротив, как попугаи повторяют бессмысленный набор слов про политтехнологии, заговор и иностранное влияние. Причем где бы ни происходили события, хоть в Египте, хоть в Мали, хоть на Украине, заговор неизменно направлен против России.
Такой тип рассуждения удобен чрезвычайно. Он позволяет не анализировать факты, не продумывать аргументы и контр-аргументы. И вообще не думать.
Читая сетевые дискуссии, поражаешься логике пишущих.
“Неважно, чем всё кончится на Украине, — пишут эти люди, — неважно, кто придет к власти, неважно какая будет проводиться политика и какие будут последствия, а здорово, что происходят волнения и протесты, что кто-то свергает власть!”
До чего же надо презирать соседнюю страну и народ, чтобы говорить и думать такое!
Вам в самом деле неважно, ведь это не ваша страна, не ваше будущее. В основе восторгов по поводу украинского кризиса — собственные российские комплексы, застарелая и бессильная ненависть к собственной власти, соединяющаяся с полным нежеланием понять реальные причины своей слабости и постоянных поражений. И дальше уж не надо разбираться, что в самом деле происходит в Киеве, кто, кого и почему свергает. Важна лишь символическая эмоциональная компенсация. Если в России не удалось “свалить режим”, то будем радоваться, что это произошло на Украине.
Остается только снова и снова повторять известную формулу “Украина — не Россия”, напоминая, что и государство, и кризис, и политический расклад в соседнем государстве совершенно иной, а в известном смысле и вообще прямо противоположный нашему. Как бы негативно мы ни оценивали администрацию Януковича, но она была сформирована по итогом честных и состязательных выборов, в отличие от действующей российской власти. И поражения украинского правительства связаны именно с тем, что оно остается связано законом и нормами пусть олигархической, но всё же республики, опять же в отличие от наших правящих кругов, которые никакими демократическими ограничениями не связаны.
Именно этот режим “более или менее демократии” сейчас разрушается на Украине. Да, разрушается он в значительной мере по вине всё той же действующей власти, которая своими бездарными действиями, жадностью и глупостью завела страну в тупик нынешнего кризиса, сама вырастила и выпестовала правонационалистические партии, сегодня оказавшиеся хозяевами положения. Но расплачиваться за это будут не высшие функционеры правительства Януковича и его Партии Регионов, а народ Украины, которому предлагается сменить очень плохую и коррумпированную демократию на хаос или диктатуру.
Московская фейсбучная интеллигенция восторгается событиями в Киеве, не давая себе ни малейшего труда разобраться, кто с кем и за что борется. Вместо того, чтобы выяснить, какова программа и цели борющихся сторон, эти люди готовы объявить ультраправых боевиков “силами света” и борцами за демократию.
Что будут говорить эти милые московские интеллигенты, если завтра, победив, “сторонники свободы” будут жечь книги, закрывать оппозиционные газеты, устраивать расправы над инакомыслящими и этнические чистки? Испытают ли авторы фейсбучных постов хотя бы чувство неловкости?
А будет именно так, не потому даже, что кто-то заранее спланировал, но просто потому, что праворадикальные политики и активисты, составляющие на сегодняшний день костяк оппозиции, никакими другими методами действовать неспособны, никакой программы социальных и экономических преобразований не имеют и ни малейшего уважения ни к демократии, ни к правам человека не испытывают. О чем, кстати, говорят вполне открыто на своих сайтах, которые восторженные фейсбучные интеллигенты из Москвы читать не удосуживаются.
Подавляющее большинство жителей Украины не поддерживает ни ту, ни другую сторону. Именно поэтому конфликт принимает затяжной и мучительный характер. Если бы “украинский народ” действительно восстал или, наоборот, как доказывают нам консервативные комментаторы, был бы готов “защитить законную власть”, всё уже давно бы так или иначе закончилось. Но как раз для народа нет места в этой конфронтации.
Конечно, московским фейсбучным интеллигентам Украина интересна просто как картинка на экране монитора. Но эти игры не безобидны, хотя бы потому, что во внутрироссийской политике они могут иметь последствия ровно обратные тем, на которые рассчитывает либеральная публика. Неужели, господа, вы искренне думаете, будто зрелище хаоса и очевидная неспособность оппозиции что-то изменить к лучшему в соседней стране подвигнет российские массы на восстание под либеральными лозунгами? Неужели не ясно, что на психологическом уровне эта ситуация лишь укрепляет существующий режим, создавая иллюзию контраста между нашим относительным благополучием и стабильностью (которые надо оберегать) и катастрофой, охватывающей соседнее государство?
Другое дело, что ни благополучия, ни спокойствия в России всё равно не будет. Не потому что на нас повлияет Украина, а потому что экономический кризис и очевидное противоречие между политикой федерального центра и интересами регионов неминуемо взорвет ситуацию. Но именно поэтому надо сегодня, пока ещё есть время, критически анализировать драму, происходящую у наших соседей, чтобы не дать загнать себя в такой же тупик, чтобы у нас не повторился такой же катастрофический расклад, при котором единственным выходом из плохого оказывается нечто многократно худшее.
Дело, разумеется, не в отсутствии проработанных экономических и социальных программ (хотя в случае Украины и их нет). Проблема состоит в отсутствии организованного общественного блока, способного предложить что-то кроме лозунгов, и ориентированного на жизненные интересы большинства населения. Создание такого блока — дело серьезной и многоуровневой работы. Украина, похоже, свой шанс упустила, но у России, где кризис развивается медленнее, время ещё есть. Только вот, много ли?
Трагизм ситуации в том, что насквозь коррумпированному правительству не нашлось в момент кризиса иной альтернативы, кроме националистической и до мозга костей антидемократической оппозиции. Вместо того, чтобы восторгаться Майданом, надо осознать, что соседняя страна переживает полномасштабную катастрофу, разрываемая на части двумя бандами преступников. И сделать выводы из чужого опыта, чтобы у нас не повторилось то же самое.