Недавно я заходил в самый обыкновенный московский Кофе-Хаус на Тверской. Цель была проста — проверить почту и новости в интернете, отправить пару деловых сообщений и так далее. Надо сказать, я был обрадован обилием предназначенной для бесплатного распространения печатной продукции, что томилась при входе в кафе, ибо моя квартирная хозяйка — типичная московская бабушка — как раз просила набрать газет для хозяйственных нужд.
Улов оказался богатым. Это я выяснил уже в метро, возвращаясь домой. Среди прочего мне попалась и англоязычная газета «The Moscow Times». Каково же было моё удивление, когда на центральном развороте выпуска (№ 5238 за 21 октября 2013 года) я увидел большую статью про Севастополь! Приятно, конечно, получить напоминание о родном городе, особенно когда на московских улицах температура приближается к нулю. Но меня ожидало разочарование — это была и не статья вовсе, а своего рода инструкция по применению.
«Севастополь — дважды осаждённый, но дружелюбный». Этот заголовок заставил меня подумать, что кто-то дважды попользовался городом и выкинул его… И теперь город, потеряв свои полезные свойства военно-морской базы, стал «городом-курортом» (как тут не вспомнить дискуссии начала 2000-х среди жителей об этом новом предназначении их города). Короче, после прочтения всех этих бесконечных «mustsee» и «mustvisit» у меня сложилось стойкое впечатление, что, разглядывая Севастополь именно под таким углом зрения, редакция МТ вознамерилась повторить эту «историю использования», как водится, в виде фарса… Но всё же попробуем подойти к содержанию статьи несколько более основательно.
В начале мы видим стандартную историю о том, как Севастополь был основан Екатериной II и перешёл в состав Украины. Что может быть скучнее? Впрочем, невозможно обойтись без общих мест, так что здесь нам стоит быть снисходительными.
Но дальше начинается нечто невообразимое. «Что посмотреть, если у вас есть два часа?». В Севастополь не приезжают на два часа! Разве что из Симферополя или другого города Крыма! Можно, конечно, представить себе типичного читателя МТ — какого-нибудь яппи из англоязычного мира, который готов пожертвовать днём в Севастополе ради деловых переговоров, протокольных мероприятий и светских раутов, так что у него останется как раз два часа. Но, по-моему, это следование канону современного путеводителя в случае с Севастополем просто бессмысленно.
То же самое можно сказать и о следующем разделе, уже более реалистичном, рассчитанном на тех, кому не удалось выбраться в Севастополь более чем на два дня. Читая бесконечные перепечатки из путеводителей про Музей, Малахов курган и Херсонес, я начинаю понимать, как сильно недооценена история моего города. Нет, конечно, всё это объекты, достойные упоминания, «mustsee», чего уж там. Но Херсонес — не единственная древность. А Каламита в Инкермане — крепость средневекового княжества Феодоро? А Чембало в Балаклаве — часть колониальных владений генуэзцев? Наконец, я не заставляю автора статьи в МТ записываться в ряды КПРФ (или как там они ещё могут понимать приверженность левым и коммунистическим идеям?), но уж не вспомнить про революционную историю Севастополя в свете хотя бы того же эйзенштейновского «Потёмкина» было бы и вовсе коммерчески недальновидно! Тем более, что этот же самый корабль, уже под именем «Святой Пантелеймон», принимал участие в событиях ноябрьского восстания в Севастополе в том же 1905 году. Может, тут работает моя въедливость историка и местного жителя, но нельзя же просто так взять и даже не попытаться рассказать хотя бы об одной малоизвестной, «эксклюзивной» достопримечательности! Тут такое обилие неизвестных диковинок и забытых исторических «хитов» («Броненосец Потёмкин», напомню, был признан лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов), что молчать о них было бы даже с коммерческой точки зрения невыгодно!
Хотя, может быть, это и к лучшему. Ещё неизвестно, чего можно ожидать от инвесторов, которым вздумается окучить/оседлать ещё не тронутые коммерческой цивилизацией памятники истории и культуры Севастополя. А может просто не будет так стыдно перед «интуристами» за загаженный Херсонес, разграбленный древний склеп в его предместье и обветшалые оборонительные сооружения крепости Чембало в Балаклаве? А заодно и за замазанные дешёвой штукатуркой «whitewashedneoclassicalbuildings»,* которых «mostRussiancitiesbadlylack».** И за безнадёжно испорченный нелепой стеклянной посудиной вид на вход в Севастопольскую бухту. И за изгаженные «дорогими россиянами» и «щирими українцями» улицы и памятники города. Первыми — по дурной московской привычке бросать мусор мимо урны, вторыми — из идиотских ложных принципов этнического национализма (это уже о вандализме нациствующих львовских «околофутболистов», «гоняющих» за печально известный ФК «Карпаты»). А ещё за «дельфинарий», ставший не так давно объектом атаки рейдеров. И за драматический русский театр имени Луначарского, о котором в статье нет ни слова, и в котором не так давно произошёл конфликт между творческим коллективом и руководством. Грибоедовские мотивы напрашивались в тот момент сами по себе, ибо в этом руководстве успел посидеть даже бывший милицейский чин Александр Костюков.
То же самое можно сказать и о «MajorLocalBusiness».*** И о едва не почившем в бозе Севморзаводе, купленном за бесценок Порошенко и Григоришиным и потерявшим все заказы ЧФ РФ. И о готовящемся к ликвидации Севморрыбпорте. И о Севастопольском заводе шампанских вин, переживающем не лучшие времена. Интересно, правда, что в связи с этим не вспомнили ничего про завод марочных вин «Инкерман» — одно из немногих относительно успешно развивающихся предприятий Севастополя, которое, кстати, и экскурсии проводит. Молчанием обошли и новые проекты в сфере музейного дела и «культурного туризма» — 35-ю батарею и частный (!) военно-исторический музей в Михайловском равелине. Вспомнили как некстати только о том, что пребывает в упадке.
В общем, властям города, явно приложившим руку к этой статье (в номере содержится краткое интервью с нынешним градоначальником Владимиром Яцубой), следовало бы меньше думать о саморекламе и создании «инвестиционного климата» и больше уделять внимания тому, что думают о них и о городе сами его жители. А продаться на «internationalinvestmentmarket»**** всегда можно успеть: дурное дело — не хитрое.
____________________
* англ. – «белоснежные здания в стиле неоклассицизма».
** англ. – «…большинству русских городов катастрофически не хватает».
*** англ. – «основные местные производства».
**** англ. – «международном инвестиционном рынке».