Французы отрубили голову Марии-Антуанетте за её замечание про то, что беднякам, у которых нет хлеба, надо переходить на пирожные. Высказывание министра Ливанова о «педагогах невысокого уровня», которые получают не более 30 тысяч в месяц, как говорится, из той же оперы. Слова министра вызвали бурю возмущения даже в столице, где заработные платы повыше. Кирилл Мартынов в сердцах обозвал Ливанова «министром невысокого уровня», хотя этим он, конечно, Ливанову сильно польстил. Если бы министр имел хотя бы некоторое представление о положении дел в собственном ведомстве, то должен был бы знать, что злосчастные 30 тысяч для педагогов в провинции, это как раз уровень оплаты, являющийся однозначным доказательством жизненного успеха, к такому доходу ещё нужно стремиться, а главное, чтобы заработать такие деньги даже людям с общепринятым высоким академическим уровнем и статусом приходится брать полторы-две ставки.
Показательно, впрочем, что министр отнюдь не считает, будто «педагогам высокого уровня» у него платят или должны платить лучше, чем всем остальным.
Нет, он же прямо говорит, что люди «высокого уровня» должны «заработать». Иными словами, «уровень» определяется не академическими и педагогическими достижениями, не профессиональными качествами, а просто способностью человека пахать как лошадь и готовностью подрабатывать на стороне. Взял две ставки, набрал халтуры, подзаработал денег, вот тебе и доказательство «высокого уровня». В этом смысле представления у министра Ливанова о «хорошем» и «плохом» преподавателе примерно такие же, как у олигарха Прохорова о «хорошем» и «плохом» работнике. «Хорошие» в данной системе координат, это те, кто готовы трудиться по 60 часов в неделю вместо официальных 40 часов и делать это совершенно добровольно, с радостной улыбкой и благодарностью по отношению к начальству, которое милостиво предоставляет им такую счастливую возможность («свободу», по выражению Прохорова).
В конечном счете, высказывания наших министров и олигархов свидетельствуют только о «качестве» и уровне сознания отечественной элиты. Когда в правящих кругах начинают доминировать люди такого «невысокого уровня», остается только ждать потрясений… Однако не менее показательна и реакция либеральной оппозиции. Любого нашего события последних дней было бы достаточно, чтобы спровоцировать в Европе правительственный кризис. И уж требование немедленной отставки Ливанова должно было прозвучать как первоочередной лозунг общественного движения просто потому, что министр, публично оскорбляющий то или иное профессиональное сообщество, демонстрирует моральные качества, несовместимые с правительственной должностью. Но оппозиция не пользуется этой возможностью, так же, как не использует в своей пропаганде скандал с отставкой Сердюкова с поста главы военного ведомства.
Осыпая проклятиями Путина, произнося бесконечные филиппики против декоративной, ничего не значащей и ни за что не отвечающей «Единой России», которую дружно окрестили «партией жуликов и воров», никто из либеральных вождей и блогеров не решается ни слова сказать против Дмитрия Медведева или осудить «правительство жуликов и воров», хотя происходящее там жульничество и воровство не только общеизвестно, но, на сегодняшний день, благодаря делу Сердюкова уже и публично признано.
Почему? Ответ прост. В правительстве сидят «свои». Либеральная оппозиция и министры «реформаторы» в правительстве – две половинки одного целого.
Личности, подобные Ливанову и Сердюкову, не случайно оказываются на своих местах, они востребованы для проведения определенной политики, которую оппозиционная элита не только не осуждает, но и поддерживает (в отличие, кстати, от значительной части чиновников, понимающих, куда могут привести страну подобные меры). Либеральная программа сводится к призыву заменить одних начальников на других, да и то – не всех. Однако если уж менять министров, то ради того, чтобы изменить политику.
Дело не в плохих министрах, а в плохой политике. Но именно потому что личность и проводимая ею политика неразрывно связаны, рано или поздно кому-то придется отвечать за происходящее. Разумеется, мы пока ещё не можем точно предсказать, кто и в каком объеме ответит. Но на всякий случай я бы посоветовал некоторым правительственным министрам перечитать историю Великой Французской революции.