Моя давняя, горячая, с юных лет идущая глубокая привязанность к творчеству Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, в отличие от первой любви, остающейся для большинства из нас одним лишь трепетным воспоминанием, не ослабевает с годами. Наоборот: чем больше времени проходит с момента перехода нашей страны на рыночные рельсы, тем чаще я обращаюсь к творчеству великого русского старика, тем больше убеждаюсь в меткости его оценок и абсолютной узнаваемости и живучести персонажей, зорко высмотренных им в глубинах быта отечественной бюрократии, карьер доморощенных буржуев и повседневности либеральных «балалайкиных».
Подтверждений тому – немало. Каждый день и каждый час. Наблюдая за деяниями Дмитрия Анатольевича Медведева, например, что на президентской, что на премьерской ниве, трудно не вспомнить известного пассажа из пьесы «Тени»:
«Вы тревожитесь совершенно напрасно. Во-первых, то, чего вы боитесь, слишком отдаленно: может быть, оно будет, а может быть, и нет… Во-вторых, вы подозреваете силу там, где, в сущности, существует одна болтовня».
История с подписанием г-ном Медведевым перечня мер, призванных кардинально улучшить положение, сложившееся в строительном комплексе РФ, прекрасно иллюстрирует диагноз Салтыкова-Щедрина и красноречиво говорит сама за себя.
В бытность нынешнего главы государства российского «простым» подчиненным г-на Медведева в ранге председателя правительства РФ были подготовлены аналогичные перечни мер для таможенного администрирования, экспорта и энергетики. Их представили ещё в апреле этого года и по модной аналогии, укоренившейся за последние годы в отечественной «элите», стали именовать не иначе, как «навигаторами» или «дорожными картами» для данных сфер.Представили не без проблем: согласование между представителями бизнеса, функционерами Агентства стратегических инициатив и чиновниками профильных ведомств было, как и положено в бюрократическом государстве с разветвленным управленческим аппаратом, преследующим зачастую собственные корпоративные (а очень часто – и лоббистские: как собственные, так и «дружественных» бизнес-структур) интересы, крайне напряженным.
Однако, в первом приближении согласовали. А вот обязанность подписания «дорожной карты» по строительству выпала уже на долю опущенного вниз на одну служебную ступень неудавшегося кремлевского либерала. Первый проект, представленный в июле 2012 года, Дмитрий Анатольевич со скандалом завернул. Он не стал подписывать план по улучшению инвестиционного климата в строительной отрасли, который был разработан совместными усилиями федеральных властей и руководителями рабочих групп “Предпринимательской инициативы”. Ему не понравилось, что проект документа в малой степени учитывал интересы бизнеса. Вдобавок, если верить сообщению правительственной пресс-службы, г-н Медведев, поставил перед разработчиками, которые должны были в течение двух недель принести ему на подпись новый вариант «навигатора», масштабные задачи: “К 2018 году, в соответствии с этой картой, почти в 8 раз должно сократиться время получения разрешения на строительство… Цифры такие: с 423 дней в среднем на получение разрешения – до 56 суток”. Как говорится, замах силен, а вот удар.
Интересно, знаком ли бывший президент и действующий пока что премьер с официальными данными подчиненного ему Росстата. Согласно им, в январе-июне этого года в России было введено в эксплуатацию 242,8 тысячи квартир, что всего лишь на 1,9 процента больше, чем за аналогичный период 2011 года. Согласитесь, есть всё-таки разница между двумя процентами за год и медведевским «почти в восемь раз» за шесть лет? Конечно, мне могут возразить, что сроки выдачи разрешений на новое строительство не тождественны темпам роста построенного жилья, однако чиновники имеют в виду прямую зависимость второго от первого. Иначе, зачем и огород городить?
Судя по тому, что в конце августа г-н Медведев вторую редакцию «дорожной карты» подписал, все его фантазии в проекте данного документа разработчики удовлетворили.
Так, перечень мер предполагает, что если к началу следующего года субъекты Федерации не утвердят документацию территориального планирования, то все государственные земли, кроме закрепленных за Фондом РЖС, отойдут к муниципалитетам. Не исключено, что так их гораздо проще будет пустить в рыночный оборот (читай – приватизировать!). Ещё в июле, при обсуждении первого варианта «дорожной карты», г-н Медведев обратил внимание на то, что огромное количество земель, в том числе федеральных, которые пригодны для строительства, не используется, специально заявив о том, что “это задача, которую мы обязаны решать”.
Отныне городские поселения и округа обязаны будут принимать не только Генеральные планы своего развития, но и долгосрочные программы по их детальной реализации. Мера, в принципе, здравая и разумная, но… Мы прекрасно помним на примере Санкт-Петербурга в какой атмосфере «кампанейщины», зажима рта любым критикам со стороны общественности или экологических организаций, с какими нарушениями федерального и регионального законодательства принимался Генеральный план развития нашего города! Думается, что в провинции, далекой от пусть и крайне ограниченного, относительного, но имеющего место столичного «плюрализма», ситуация будет ещё похлеще. Инвесторы, они же возможные спонсоры как отдельных местных чиновников и правоохранителей, так и целых отделений «партии власти» постараются любой ценой продавить устраивающий их вариант, пусть даже и крайне вредный для сохранения нормальных условий жизни большинства граждан. Отныне и органы МСУ не смогут отказать собственникам земельных участков в разработке и последующем согласовании документов по планировке территорий. За их счет, но это как раз и развяжет руки крупным капиталистам: как известно, кто платит, тот и заказывает музыку…
Существенно облегчит жизнь собственникам и инвесторам и другая утвержденная г-ном Медведевым новация.
Отныне, согласно подписанному «навигатору», планируется отказаться от деления земель по категориям, что означает существенную экономию времени и средств для господ капиталистов: переводить земли из одной категории использования в другую более не придется.
Впрочем, данной мерой подарки строительным магнатам от г-на Медведева не ограничатся: предполагается вообще отменить практику выдачи разрешений на новое строительство. По подписанному премьером перечню мер, если у потенциального застройщика есть правоустанавливающие документы на земельный участок, согласованный с органами МСУ проект планировки территории и заключение экспертизы, он сразу сможет начать работы. Всего лишь уведомив об этом надзорные органы и прождав месяц, не поступит ли возражений. Зная принятую, к примеру, в Санкт-Петербурге практику информирования жителей о градостроительных решениях и предстоящих общественных слушаниях в малотиражных и практически нигде не распространяемых газетах, благодаря чему они узнают о скандальных проектах ровно тогда, когда очередной монстр вырастает прямо у них под окнами, можно смело предположить, что питерский опыт будет с успехом распространен на всю Россию.
В этой ситуации у граждан остается лишь одна надежда. Надежда на то, что подписанную г-ном Медведевым «дорожную карту» постигнет судьба всех ранее курируемых им инициатив. «Национальных проектов» в виде гниющего под снегом импортного оборудования, «энергоэффективного» головотяптства в виде перевода стрелки часов «не в ту сторону», «модернизации», «административной реформы» и много иного. Ведь как посоветовал, обращаясь к прямым предшественникам г-на Медведева, почти полтораста лет тому назад Салтыков-Щедрин, «всё очень может быть, но главное, всё-таки не зарываться мечтами». А то ведь выйдет опять конфуз: мечтается о «втором сроке», а выходит вместо этого всего лишь «дорожная карта»…