В 2011 году на экраны вышел художественный фильм «ПираМММида». В основу сюжета картины легли воспоминания Сергея Мавроди, основателя МММ, о котором к тому моменту почти забыли. Фильм получился уникальный и по нынешним временам почти даже экстремистский. Гениальный математический ум по фамилии Мамонтов, живущий в старой советской квартире и щеголяющий в не менее старых тренировочных штанах, в начале 90-ых годов решает бросить вызов бандитской власти, олигархам и вообще жуликам и ворам. Для этого Мамонтову нужны деньги, много денег. Он организует финансовую пирамиду, задача которой состоит в том, чтобы изъять из оборота стремительно обесценивающиеся рубли, сконцентрировать их в одном месте, а затем выкупить все имущество страны и — поделить его между гражданами России. На высоком мистическом сленге Мамонтова это называется «концентрацией энергии жадности». Нужно отнять у людей их жадность и использовать ее на благую цель.
«ПираМММида», несмотря на откровенную неисторичность и даже гротеск происходящего на экране, производила довольно сильное впечатление. Особенно на фоне других российских блокбастеров, тех, что вроде бы и подороже и с лучшей рекламой. Той же весной 2011 года, например, много говорилось о «Generation P», экранизация которого оказалась похожей на инструкцию по сборке мебели — режиссер буквально отпечатал на пленке текст Пелевина, разбив его на отдельные кадры и диалоги.
Вообще, в сказке про Мамонтова-Мавроди в отличие от большинства отечественных фильмов присутствовала мысль. По сути, речь шла о том, что гений-одиночка Мавроди решил спасти русский народ от ужасов приватизации по Чубайсу, более того — вырвать его из лап капитализма, передав каждому по волшебной скатерти-«мавру» («мавры», для тех, кто не помнит, — это бумажные билеты, которые печатал Мавроди и которые он обменивал на деньги).
Нет причин сомневаться в том, что «ПираМММида» — это миф, который не имеет никакого отношения к реальным событиям начала 90-ых годов в России. И именно как миф эта история представляет огромный интерес. Фактически, он развивает старую идеологему о том, что капитализм в нашей стране обречен. Антикапиталистическая риторика воспринимается в России как естественная борьба за правду. Лёня Голубков — не просто халявщик и партнер, но еще и стихийный альтерглобалист, если так можно выразиться.
Впрочем, весь этот разговор имел бы, пожалуй, немного смысла, если бы «ПираМММида» оказалась просто фантастической притчей, дающей занятную интерпретацию новейшей российской истории. Однако случилось иначе. За прошедший год стало ясно, что фильм режиссера Салаватова, заканчивающийся вполне по канонам «Крепкого орешка» (герой побежден, но не сломлен, финальные титры о том, что новая борьба только начинается), является частью хорошо спланированной, разветвленной и сложной рекламной кампании нового детища Мавроди — МММ-2011.
Сергей Мавроди оказался человеком однозадачным. Он умеет организовывать финансовые пирамиды, и это получается у него хорошо. Отсидев в тюрьме, не вернув вкладчикам первой пирамиды ни копейки, официальный безработный и неимущий Мавроди вновь взялся за дело. Морализаторствовать на этот счет подобно пикейным жилетам с федерального телевидения не хотелось бы. А как человеку, который немного занимался пиаром, мне даже хочется признаться в восхищении талантом Мавроди. Уникальный случай, когда товар с полностью испорченной репутацией, начинает продаваться снова под тем же названием.
Мавроди была придумана стройная и ясная картинка. Он — одинокий, праведный и аскетичный борец с мировым злом, под которым понимаются правительства, корпорации, низкооплачиваемый труд, традиционная русская безнадега. Он ничего не берет себе, живет очень скромно, затворником, из имущества у него — велотренажер, компьютер и пресловутые треники. Его задача — давать людям надежду на то, что можно будет выбраться из череды трудодней, в которых за 10-15 тысяч они горбатятся на дядю, наживая себе болезни и плодя нищету. Мавроди ни от кого не скрывает, что делает финансовую пирамиду, которая может рухнуть. Никому не дает никаких гарантий кроме своего образа святости. Первая пирамида, думаете, почему рухнула? Почему никому не вернули денег? Так все дело в том, что олигархи и Чубайс (!) решили устранить единственного конкурента, который, по его собственным словам, на тот момент уже аккумулировал в своей организации треть бюджета страны и готовился к честной приватизации (чуть ли не по завету «каждому по потребностям»).
В этом и отличие пирамиды Мавроди от других подобных «проектов», которые высоких миссий себе придумывать не пытались, и, как выясняется, напрасно. Миссия в России нужна обязательно. Кроме того, МММ-2011 мастерски играет на социальной пассивности граждан. Вот ролик на Youtube, который вроде бы снят как предупреждение «лохам», а на самом деле является рекламой. Апелляция к жадности населения в нем умело сочетается с апелляцией к экзистенциальной тревоге, когда мы внезапно понимаем, что наша жизнь вовсе не является «настоящей жизнью».
Основатель МММ видит себя великим социальным инженером, который с одной стороны не сомневается в порочной алчности человеческой натуры, а с другой — знает рецепт превращения жадности в общественное благо, для чего нужно лишь на время передать деньги ему. Природа человека трактуется как пластичный материал, подверженный манипуляциям и «перевоспитанию». Ваша жадность может стать столпом и основанием истины. Что может быть лучше для русского человека, чем знать, что ты не презренный консюмерист, а борец за правду, особенно в тот момент, когда входишь в торговый центр с карманами, набитыми «маврами» («мавров», впрочем, в новой системе нет, все работает под честное слово и виртуально)?
Мавроди использует все штампы социалистической идеологии в их самом наивном, неразделенном виде, для того, чтобы заставить людей приносить ему деньги. Эти штампы плавали в бульоне первичного накопления капитала как древние советские бактерии, несущие знакомые наборы ДНК-идей. Моя прабабушка, например, всегда говорила, что у Сталина была только одна пара сапог и один френч, и этот факт делал для нее невозможной любую критику сталинизма. И вот они в очередной раз дождались своего часа. МММ-2011, кратко говоря, демонстрирует нам, что социализм в России работает, социалистическая психология действует. Даже лозунги нового МММ «мы можем многое» и «мы меняем мир» словно списаны со страниц трактатов социалистов-утопистов XIX столетия. Беда лишь в том, что весь это крестовый поход бедных и глупых против мирового капитала направляется совсем не в царство справедливости.
Разумеется, Мавроди отнюдь не революционер, и не пророк, но талантливый актер, играющий свою роль. Но стоит задуматься и о том, что его люди, которые несут ему деньги — это не только жадные лентяи. Беспросветная российская жизнь чаще всего действительно не дает людям никакой надежды, никакого лучшего применения своим силам, никаких «социальных лифтов». На юге России сейчас пышно цветут латифундии-агрохолдинги, по сравнению с которыми и коллективизация, и огораживание могут показаться мерами мягкими, на севере, в городах, не предназначенных для жизни, ходят по замерзшим трубам рахитичные дети, Дальний Восток обреченно торгует подержанными японскими автомобилями, и над всем этим нависает тень начальника, на шесть, двенадцать, сто лет окруженного бойцами ОМОНа. Депозиты в банках съедает инфляция, устроиться на хорошую работу, можно только если дружишь с начальниками. Не стоит удивляться тому, что Мавроди для сограждан словно мессия.
Давайте лучше подумаем о том, почему приватизация социализма по Мавроди оказалась столь эффективной, и почему настоящий социализм сегодня не собирает сотни тысяч последователей на площадях и улицах страны.