Давно замечено, что между человеком и овощем много общего. И овощ (взять хоть огурец), и человек состоят преимущественно из воды. И тот и другой являются скорее объектом, нежели субъектом живой природы. Наконец, и того и другого нужно выращивать, целенаправленно культивировать, чтобы получилось что-нибудь путное. Недавние наблюдения (включая неделю, проведенную на море) натолкнули меня на мысль, что особенно ярко общность человека и овоща, представителей флоры и фауны, прослеживается на примере наших соотечественников. Возможно, потому что других представителей семейства людей мне доводилось наблюдать гораздо меньше. Возможно, в их поведении «овощного» даже больше, как знать. Это, собственно, я и попытаюсь обосновать в колонке.
Итак, начнем с воды. Учитывая нашу любовь к потреблению широкого спектра жидкостей, можно сказать, что между овощем и средним россиянином существует поразительная общность. Проще говоря, мы много пьем. И вообще любим большие объемы жидкостей. В этом можно убедиться, хотя бы понаблюдав за поведением соотечественников в отпуске. Мы любим проводить отпуск поближе к воде: на берегу моря, реки, рядом с бассейном или, в крайнем случае, по соседству с бочкой или шлангом с водой на даче, где мы выращиваем… ну да, любимые нами овощи. Однако нам мало быть просто рядом с водой, некоторым при этом непременно нужно, чтобы жидкость в максимальном количестве поступала внутрь организма. Лучше всего об этом могут рассказать официанты курортных отелей с системой «все включено», расположенных на побережьях различных морей, куда в изобилии стекаются на отдых соотечественники. Национальные способности к усвоению жидкостей различной крепости не перестают поражать их бывалое воображение.Не случайно и отдых такого типа называют «овощным». Овощу ведь что нужно? Обильный полив и солнечный свет. Нашему отдыхающему – тоже. Впрочем, в климате жарких стран по-другому и нельзя. А в другие места жители страны, где лето составляет менее 30 % календарного года, на отдых почти и не ездят.
Овощное телевидение
Перефразируя древних, заявим: «Скажи мне, что тебе рекламируют, и я скажу кто ты». Особенность употребления жидкости также нашла выражение в нашем телеэфире. Таких объемов рекламы пива в телерекламе я не встречал больше нигде. Впечатление такое, что российское телевидение, особенно летом, оптом сдается в аренду пивным корпорациям. Неприкосновенными пока остаются только выпуски новостей, да и те, если присмотреться, имеют прямое отношение к овощеводству. В том смысле, что человек, проводящий за просмотром нашего телевидения больше 10 минут в день (безопасными с этой точки зрения можно считать разве что прогноз погоды и программу «Здоровье»), неизбежно превращается в овощ. Овощи, как известно, являются объектом культивирования. А телевидение – его мощнейшим инструментом. Кого культивирует телевидение, по которому полтора из трех часов вечернего телеэфира в зрителя буквально вливают миллионы декалитров пива, догадаться нетрудно. Причем государственное телевидение в этом смысле не отличается от других каналов.
Овощи спасут Россию
И все же у овощного отдыха есть важные плюсы. Размышления на досуге при обильном поливе и избытке солнца способствуют «проектному» мышлению и бывают весьма плодотворны. Так и у меня по результатам овощной недели родились некоторые идеи, которыми я хочу поделиться.
На любви россиян к овощам поднялись целые отрасли, провинции и даже страны. Жители этих стран, выбившиеся из нищеты благодаря нашим аппетитам, ставят памятники помидорам и застекляют тысячи гектаров своей скупой каменистой почвы, чтобы нам было из чего приготовить салат «оливье». В это время на родине почитателей овощей миллионы гектаров плодороднейших земель зарастают бурьяном: возделывать их либо некому, либо невыгодно, либо неимоверно сложно из-за рвачества чиновников при полнейшем равнодушии государства.
Памятуя, что для того, чтобы что-то сдвинулось с мертвой точки и стало развиваться, пусть сначала напоказ, но хоть как-то, нужен национальный проект, рискну предложить, что следующим нашим национальным проектом должно стать овощеводство. Все равно единственный реальный национальный проект под названием «труба» уже сейчас страдает от неблагоприятной мировой конъюнктуры, а в будущем рискует прекратиться ввиду полного исчерпания горючих субстанций.
Итак, нас спасут только новые национальные проекты – и не какие-нибудь сомнительные нанотехнологии. Всё гораздо проще. Возьмем хотя бы овощеводство и туризм. Все предпосылки для успешного развития овощного хозяйства есть: россияне любят овощи, земли для их возделывания имеются в изобилии, в результате кризиса высвобождается достаточно рабочих рук, чтобы начать решать аграрный, да и многие другие вопросы. Дайте людям землю, дайте им деньги на обустройство жилья и хозяйства. Вложения государства возвратятся сторицей за счет того, что люди начнут обеспечивать сами себя, а не сидеть на голодном государственном пайке. При грамотной организации сельского хозяйства, Россия сможет обеспечивать продовольствием не только себя но и соседей.
И наконец, пара слов о туризме. «Овощной» отдых возможен не только на берегах «не наших» морей. У нас много красивейших мест, куда с радостью приехали бы не только соотечественники, но и иностранцы. Опять же для этого нужно немного – лишь обеспечить благоприятные условия для развития туристического бизнеса. Дайте землю не «своим людям» и за взятки, а на основе реальных открытых тендеров под конкретные долгосрочные целевые проекты. Дайте возможность строить отели по системе «все включено» тем же туркам (если сами не умеете), освободив их на пару лет от налогов, постройте нормальные международные аэропорты и дороги на Черноморском побережье – и миллионы россиян не повезут свои деньги за тридевять земель, чтобы полежать у бассейна или на пляже. Тем более что пляжи те на 90 % русскоговорящие.
Когда мы проезжали на экскурсионном автобусе по горному серпантину над долиной с простиравшимися до горизонта крышами теплиц, гид сказал, что в Турции есть довольно большие запасы нефти. Газ, наверное, тоже есть. Однако я нигде не видел памятника нефтяной вышке. А вот памятник помидору видел. И не раз видел памятник Ататюрку, человеку, посвятившему свою жизнь служению интересам государства, а значит, и каждого его гражданина. По крайней мере, граждане этой страны, как мне показалось, не возражают. Они кстати, тоже посещают пляжи. И тоже любят пить. В основном свой турецкий чай. По крайней мере днем.