«Спецоперация» и шовинизм
Одно из самых мерзких и страшных явлений в сложившееся ситуации вокруг военного конфликта между Россией и Украиной — это всеохватывающий шовинизм, используемый обеими сторонами конфликта. Вчера я прочитал пост, в котором какая-то женщина рассуждала на тему того, что ещё буквально месяц назад мы все были ведущими вирусологами, а теперь тут же заделались ведущими политологами и историками. Не в том проблема, что на фоне войны люди стали читать разные исторические источники, стараться узнать что-то новое про историю России и Украины, интересоваться политикой, проблема заключается в том, что в общественной дискуссии сложились очень похожие на друг друга тенденции, которые ретранслируют националистические лозунги и воззрения, как пример: с одной стороны, оказывается Украины никогда не существовало (данный тезис особенно часто повторяют в своих речах Дугин и националист Холмогоров), с другой стороны, по мнению украинских националистов (в том числе выкладываются в социальных сетях карты с территориями России, которые были «подарены» ей различными странами, начиная от кавказский подарков Турции, заканчивая подарками Чингисхана в виде Сибири), Россия не имеет права на Дальний Восток, оказывается, данные территории являлись исконными землями японских императоров.
Многие люди, ищущие ответы на животрепещущие вопросы в нынешней политической ситуации, ищут спасение именно в данных рассуждениях: «Украинцев никогда не существовало» или наоборот: «Россия — страна оккупант, агрессор и русские поддерживают это». Намного проще успокоить себя, подвернуться влиянию такого рода «патриотизма», все более насыщаемого ненавистью, нежели чем взглянуть на проблему более масштабнее.
Поражают ещё люди, которые начинают массово стыдиться своей национальности или гражданства. Один из авторов телеграмм-канала «Мировые конфликты» и вовсе прилюдно (но при этом находясь уже в Польше) сжёг свой российский паспорт, под крики ликующей толпы. Самое удивительное: а зачем, что изменилось с того, что он сжег свой паспорт? У подобного рода явлений нет стратегии и идеи выхода из сложившейся ситуации, данные действия лишь подогревают национальную вражду. Только представьте ситуацию, если бы Ленин в 1914 году на каком-нибудь антивоенном митинге сжег бы паспорт Российской империи. Данный дискурс выгоден: пусть украинцы и русские убивают друг друга не только на поле боя, но и ещё и в таких поверхностных «дискуссиях», замывая тем самым реальную природу проблематики, все больше отчуждая нашу с вами общую историю.
Дискурс о реальном характере войны, о ее империалистической сущности, о глобальном противостоянии двух империалистических блоков, не приобретает должную популярность в общественной среде, но вспомним характерный исторический пример: в 1915 году в Москве произошёл немецкий погром. Горожане, рабочие, начали громить немецкие лавки, убивать людей с немецкими фамилиями, опьяненные шовинизмом. Но уже в 1917 году большая часть населения, ещё буквально недавно поддерживая империалистическую войну, находясь в патриотическом угаре, начала выступать с широкими антиимпериалистическими лозунгами, требуя не только подписания мира без аннексий и контрибуций, но и проведения аграрной реформы, введения 8-часового рабочего дня. По мере нарастания классовой борьбы, меняются требования масс и общественное сознание масс, шовинизм, несмотря на агрессивность и ныне высокую популярность, по мере раскрытия противоречий капиталистической системы, осуществляемая войной, будет исчезать и взамен него будет возникать и популизироваться дискурс классового интереса, который будет качественно отличаться от нынешних «патриотических» речей.
Американский социалист Юджин Дебс на антивоенном митинге в 1916 году произнёс отличную фразу, характеризующую природу империалистической войны: «Хозяева жизни получают все и не теряют ничего. Простые люди не получают ничего и теряют все-прежде всего свои жизни».
Эта цитата очень хорошо подходит под нынешнюю ситуацию, про все более нарастающее империалистическое противостояние НАТО и России, в котором шовинизм становится центральной силой для стравливания народов.