Неудивительно, что вторая годовщина киевского переворота почти совпадает по датам с днем памяти голодомора 1932-1933 годов – 28 ноября.
Сейчас гостей в украинских телестудиях очень много, особенно историков и общественных деятелей. Лейтмотив их выступлений сводится к одному: необходимо все время, а не только раз в год, напоминать всему человечеству о голодоморе в формате геноцида конкретно украинского народа. Такая формулировка (национального, а не всеобщего геноцида) очень помогает в анализе именно современного положения украинцев, так как позволяет наглядно связать воедино достижения Майдана и «сытость и обустроенность» по прошествии двух лет тех, кто этот Майдан активно поддерживал.
Перед вами картинка с массой простых людей и светлячков-фонариков под песни гимна? Эти люди не поддерживали Майдан – они там умирали.
А кто поддерживал майдан 2014 года? Почти те же, кто поддерживал Майдан 2004. Средний бизнес и миллионеры. Тогда, в 2004, еще выражение такое ходило: миллионеры против миллиардеров. Но это все очковтирательство, уже раскрытое обычными украинцами: теперь они придумали новый анекдот: «Майдан, не поддержанный госдепом США, является не легитимным. Остерегайтесь подделок». О чем говорит такой народный юмор? На любой многомесячный протест нужны средства; одними баночками консерваций и вареньем, чаем и бутербродами, сносимыми на площади протеста, не пропитаешься.
В 2004 протест поддерживали миллионеры и средний бизнес. Тогда все обошлось мирно и закончилось третьим туром президентских выборов.
В 2014 году новый Майдан поддерживали и финансировали те же. Не пугайтесь, если вы привыкли думать, что олигарх – это нечто настолько богатое, что даже не укладывается в голове. Олигарх – это состоятельный человек, бизнес которого тесно сросся с властью и имеет от этого сращивания непосредственную выгоду. Потому олигархи могут быть и крупными, и мелкими, и средними, поддерживающими или съедающими друг друга.
Итак, в 2004 году состоялась первая олигархическая революция. Ее целью было вырвать власть у одного клана олигархов в пользу другого клана. Вырвали. Поскольку для капитала не существует ничего личного, то найти взаимовыгодное соприкосновение с вчерашними врагами не представляло сложности. После 2004 года друзья по революции ругались друг с другом и успешно дружились с вчерашними «врагами». И Тимошенко угрожала войти в коалицию с «Партией регионов», а Ющенко сделал Януковича премьером. Выгнав Юлю. Это напоминание о том, что бизнес для этих «революционеров» превыше всего.
Движущей силой первой олигархической было желание мелкого бизнеса стать крупным, крупного – перейти в формат миллионеров, размножив сети своих компаний по городам и весям страны. Ну а миллионеры мечтали стать миллиардерами, имея прямой доступ к бюджету Украины и ее управлению.
В любом деле кто больше вкладывает, тот и больше получает. Вкладывали больше всех миллионеры – в решение суда о фальсификации второго президентского тура и в третий тур выборов. Потом получили свой политический и экономический откат. Получив доступ к власти и бюджету, они возжелали реализовать свою революционную мечту – стать миллиардерами. Понятно, что не тяжелым трудом, а отбирая собственность свергнутого клана. Просто сажая в тюрьмы прежних собственников. Некоторые из свергнутых бежали за рубеж. Понятно, что без личного контроля твой бизнес растянут на запчасти и аннулируют в счет долгов государству.
А люди? Обычные люди были в несколько иной реальности, простаивая на Майдане, на холоде. Они особо ничего и не заметили, так как в их жизни ничего особо не изменилось. Им было достаточно осознания, что они «круты» и «могут».
В этом заключается один из главных уникальных методов использования «пролетариата» на Украине (и видимо, не только там). Когда реальные достижения заменяются впечатлениями от иллюзии достижений. И эта специфика требует отдельного научного анализа: как правильно успокоить массы после их использования, не ухудшая их жизнь. То есть ничего не меняя.
На самом деле после первой олигархической изменилась жизнь у ее спонсоров. Они и сейчас всплывают в памяти с оранжевыми платочками на шеях и даже на бедрах, на зеркалах своих бентли и джипов, привозивших еду на площади в 2004 году. Потому у них увеличилось число торговых точек, и не в виде ларечков, а сети ресторанов и баров, увеличилось количество банков, принадлежавших одному и тому же собственнику, увеличилось количество мини- и супермаркетов, увеличилась сеть частных клиник и аптек. Я даже не помню, чего было больше на каждом углу – отделений банков или аптек. Да, страна просто «расцвела». Ющенко не мешал бизнесу, а бизнес думал, что Янукович как наследник Кучмы этому самому бизнесу и будет мешать.
Но, к их удивлению, когда Янукович стал президентом в 2010 году, ничего особо в раскладе взаимовыгодных договоренностей не изменилось. Новый президент дал красивое обещание ничего ни у кого из оппонентов не отбирать. Читалось приблизительно такое: откровенная травля и преследование не в формате утонченной политики «Партии регионов». Янукович посадил лишь особо опасных для себя оппонентов.
Что же заставило богатых людей опять вкладывать немалые средства в очередной переворот в 2014 году? То, что Нуланд сама призналась в финансировании Майдана, не в счет, потому что мы разбираем сейчас конкретно внутренние украинские полеты. Общепринятой считается легенда, что клан Януковича просто прижизненно отбирал бизнес. Большую его часть – у успешных компаний. Я, как и все, многократно слышала жалобы на так называемый «отжим» активов. Как оказалось, это были не активы, а процент от бизнеса. По стране началось ползучее поднятие цен: надо же как-то возмещать убытки, вызванные поборами. Но так было всегда, когда в формате повышения налогов, когда в формате государственного рэкета, когда в обычной извечной коррупции и игры компроматов. Бизнесу всегда приходилось, приходится и будет приходиться откупаться.
Внутри самой ПР всегда было противостояние между группами влияния. Одни более приближенные к Януковичу, другие более отдаленные и лишенные олигархической составляющей влияния на политику страны. Не надо быть прозорливцем или иметь суперинсайдеров в аппарате президента, чтобы знать о вековой подковерной борьбе у престолов. Так было всегда.
Второй группе в конце концов надоело такое положение, и они решились на переворот в союзе с тогдашней оппозицией. Кто же эти «бруты»? Господин Левочкин, продолжая быть в аппарате Януковича, в тоже время заботливо завязывал своей жене, художнице-авангардистке теплую шапочку и шарфик – чтобы она не замерзла на Майдане. Уже тогда можно было догадаться, кто это все затеял.
Не надо даже перечислять всех из приближенных Януковича. Посмотрите, все те, кого новая власть на Украине оставила в покое и, более того, разделила с ними сферы влияния – они и поддерживали Майдан, предав шефа. А те, кто ныне преследуется, как раз и являются теми, кто при Януковиче находился в безопасном положении любимчиков.
Да и по состоянию финансов тоже можно сверить. Хотя все, кого сегодня не трогают, жалуются, что они обанкротились и утратили свои позиции в рейтинге богатых украинцев. Однако, например, Ахметов, как лидировал, так или лидирует…
Ну, это не в первый раз – миллионеры и миллиардеры оппозиции и миллиардеры, отодвинутые «семьей», объединили свои капиталы и убрали слабое звено. А именно потерявшую бдительность команду президента. Ну да ладно, все бы ничего, если бы они оставили в покое народ – как и раньше, после использования.
Так почему же вспоминается параллель с голодомором? Не только в силу близости календарных дат…
Сегодня по всей стране — подчеркиваю, по всей, вне зависимости от региональных политсимпатий – проходят митинги и минимайданы против властей.
Да, именно во множественном числе, властей, а не в единственном, как это было против Януковича. У нас и сегодня во власти между собой делят влияние и сражаются за собственную значимость очень многие из нескольких политических партий.
Итак, все-таки одной из первых объединяющих проблем среди простого народа была мобилизация. Тут уже все забыли, по какую сторону баррикад стояли дети и родители во время Майдана 2014. Достаточно было того, что земля с зарытыми в ней гробами сравняла всех, призванных для проведения АТО. От этого никуда не уйти. Объединились даже разные по политическим убеждениям матери. Но все эти женские перекрытия дорог и митинги под ВР ни к чему не привели. Многих активисток, вдов и матерей арестовали. Протесты были непроплаченными и потому искренними, спонтанными, неорганизованными. Они были народными. Потому их нескоро, но разогнали. Или перестали освещать в украинских СМИ.
Точно так же разогнали протесты против выключения электричества прошлой зимой. Не знаю, известно ли, как украинцы и киевляне перекрывали самые сильные транспортные потоки страны, спали одетыми и подсвечивали себе фонариками или мобилками, так как свет отключали внезапно. Даже церковные свечи разобрали.
Точно так же быстро были подавлены протесты добровольцев и призывников, вернувшихся из АТО без удостоверений участников, у которых требовали вернуть утерянную или испорченную военную форму по причине того, что выдана она была на условиях мирного времени! Не вернул – заплати. Поцарапало пулей бронежилет – заплати. Народ безмолвствует.
Точно так же неоднократно и брутально разгонялись майданы вкладчиков и заемщиков банков, которые падают сейчас, как карточные домики. Истинно народные революционные требования на Украине не нашли своего воплощения за эти два года новой олигархической власти. Не реализованы даже провозглашенные на Майдане основные принципы.
Первым заявленное тогда вхождение в ЕС в ближайшее время невозможно. А скорее всего, невозможно вообще.
«Пам’ятай чужинець — тут хазяїн українець» тоже было одним из самых накипевших лозунгов Майдана. В результате все ведущие посты в правительстве страны заняты иностранцами. Посол США назначает главу украинской полиции (которая получает от Госдепа 90 тыс. грн в месяц); генсек НАТО проводит закрытое заседание СНБО и т. п.
Медицинская реформа сведена к оптимизации – так культурно называется сокращение. И на сегодня медики могут отрапортовать только об отсутствии жизненно важных вакцин. Кстати, министр здравоохранения тоже грузин и тоже получает деньги из Америки. Так сам и говорит: «мне правительство Украины не платит».
Я не берусь в этом материале препарировать деятельность иностранцев на руководящих постах страны по принципу хорошо/плохо. Просто факт – рулят украинцами не украинцы. Например, Одесса называется в устах специфических одесситов грузинским автономным округом. И даже если Саакашвили воюет там, в Одесском припортовом, с коррупцией, все равно он не украинец.
К месту будет признание самого Михо в том, что Украина на сегодня по уроню развития опустилась ниже Габона, Чада и Бангладеш. И по уроню заработной платы тоже. И что понадобится не менее 20 лет, чтобы вернуть страну к исходному положению. Он не уточнил, к какому. Я так предполагаю, к тому, которое было до второй олигархической? Или до первой?
Что же сегодня заставило народ, еще вчера видевший только одного врага в лице «злочинной влади Януковича», выступать против новой избранной ими же власти? Если говорить образно, но емко, в отличии от всех предыдущих олигархических властей, нынешняя забывает опускать шторку, заходя в тайную комнату. Она не только грабит народ неподъемными платежами, инфляцией, безработицей (а сокращения в условиях скачка курса неизбежны) и откровенными убийствами в рамках АТО. Власть не стесняется и не стремится хоть как-то и чем-то прикрывать свои более чем откровенные поступки. По всем каналам крутится обещание Порошенко платить по тысяче гривен в день военным участвующим в АТО и не краснеет. С ним понятно, но меня удивляет, почему не краснеют люди и почему продолжили голосовать на недавних местных выборах за представителей его партии?
Далее, обещая людям средние пенсии по 500 евро, власти лишили работающих пенсионеров дополнительного заработка. Им приходится выбирать между или не очень высокооплачиваемой работой, или мизерной пенсией.
Но именно пенсионеры основные клиенты аптек, а цены там тоже выросли. Даже делая вынужденные социальные акции по распродажам и скидки, аптеки все равно банкротятся. Банкротятся и все представители среднего и малого бизнеса. Людям нечем платить за услуги. Частный предприниматель переходит на уровень объявлений в подъездах. Особенно остроумно придумали строительные компании: они оформили свое предложение по починке техники и предоставлению строительных услуг под заголовком «Муж на час». Да и людей, раздающих от средних фирм листовки-объявления, на улицах и возле метро не стало.
Чем еще новые власти толкают людей на протестные акции? Конечно, это платежки за коммунальные услуги. Но тут тоже двери за собой не закрыли – даже не считают нужным обманывать завуалированно. Оказывается, чтобы оформить субсидию на оплату, если в доме есть неработающий пенсионер или неработающий житель не пенсионного возраста, ты собираешь кучу документов и несешь в ЖЭК. А там в документах, даже если ты в самом деле безработный со всеми документальными доказательствами, тебе все равно приписывают минимальную зарплату и уже отсюда вычисляют, положена ли такой семье субсидия, льготы или нет. Обычно получается, что нет. Из-за нарисованной на ровном месте минимальной зарплаты в 1300 грн.
Принят в первом чтении новый трудовой кодекс, который уж точно должен вывести на улицы всей страны максимальное количество недовольных. Приведу самые впечатляющие нормы этого произведения.
- Аннулируется коллективный договор. Работодатель предлагает условия, которые выгодны именно ему и даже не предусмотрены законодательством. Или соглашайся, или иди оформляй субсидию на тарифы ЖКХ, которые тебе не дадут по дорисованной минималке.
- Работника могут без его согласия переместить на другое место – завод, цех, магазин, принадлежащий хозяину или дружественному производству и фирме, не решив с вами этот вопрос. А если не хотите, тогда или вас уволят, или вы заплатите неустойку за потраченное на вас время и деньги. Что потрачено, придумают.
- При увольнении с работника тоже потребуют возмещения средств, если они в самом деле были потрачены на обучение, повышение квалификации, семинары. Т.е. не работодатель будет выплачивать через центр занятости положенную неустойку за увольнение, а работник.
- Если работник не полностью загружен по своей специальности, его загрузят по смежной или более легкой. Теперь вас не станут отправлять в принудительный отпуск на полгода, если на заводе нет заказов, а «попросят» мыть полы или красить окна за соответствующую для маляра или дворника ЗП.
- Вы не должны разглашать тайну, сколько вы зарабатываете. Никому. Если кто-то вдруг пожалуется, а это тоже наказуемо, вы должны при устройстве подписать документ о неразглашении коммерческой или еще какой-нибудь тайны. Даже дома. Что очень выгодно. Частично. Мои соболезнования женам.
- Даже если вы получаете очень и очень много (по вашим меркам), пенсию вы все равно будете получать минимальную – одинаковую со всеми трудящимися на фирме или производстве.
- И самое главное для меня как для аналитика, хотя пунктов, ужасающих до горького смеха, еще много. Так вот, в этом трудовом кодексе запрещается участие в… забастовках! Более ясного ориентира, чего боятся работодатели-олигархи, они сами и придумать не могли. Потому что только забастовка может реально протолкнуть настоящую народную революцию, перекрыв поток прибыли. А все, что происходило за последние десятилетия на Украине, во все века называлось госпереворотом и смещением одних баронов другими. Тут даже не надо особо критиковать Майдан 2013-2014 годов. Настоящей революции на Украине никогда не было.
Конечно, чтобы стать началом реально народной революции, забастовка должна бать всеобщей для результативности. Потому нужен союз профсоюзов. Но, даже несмотря на то, что профсоюзы фактически еще были, они оставались ручными для работодателей, а вскоре стали вообще рудиментарным органом.
Поговаривают, что такой формат трудового кодекса разрабатывался еще при Януковиче. Я не знаю, но если даже и так, неудивительно. Власть в стране не поменялась – как олигархической была, так и осталась. Порошенко стоял у истоков «Партии регионов» и работал министром в правительстве Януковича, как и многие другие теперешние властители.
Но вернемся к трудовому кодексу. Теперь, если продолжить читать далее пункт о забастовках, по новому кодексу будут уволены все, кто в забастовках участвовал.
Итак, на Украине сворачиваются хваленные буржуазные европейские права и свободы.
В годовщину второй олигархической давайте вспомним, за что собрался тот самый многотысячный возмущенный майдан? За побитие детей. А вот давеча пенсионерка повесилась, получив платежку. Женщина, увидев в квитанции сумму, которая в несколько раз превышает ее пенсию, в предсмертной записке написала, что в ее смерти виновно руководство государства, прикрепив к записке счет за газ. Почему майдан не собрался? Ведь платежки получают все. Плюс ввели налог на величину жилплощади! Это значит, что «избили» уже не только детей, как два года назад, избили буквально всех.
На очереди новый закон – о выселении злостных неплательщиков за квартиру. И вот перед нами бездомные, сидящие у подъездов своих домов и копающиеся в мусорных контейнерах. А что это, как не геноцид? При желании и действительно качественной работе, даже при отсутствии сейчас тех самих профсоюзов, их вполне можно создать по формату народных советов, которые даже РСДРП(б) вынуждены были завоевывать в свое время. Но этого не происходит. Мы видим множество профсоюзных подделок, которые возглавляют ставленники олигархов.
Почему на Украине нет настоящих профсоюзов? Ответ очень прост. Власти все еще продолжают спекулировать на политическом противостоянии среди самих люмпенов Украины. Чтобы, уж если они и рвутся свергать президента, то лучше как-то по отдельности, по группам и организациям. А ведь провластным миллиардерам и самому Порошенко принадлежат заводы, на которых теперь производят военную технику. И власть сама у себя ее покупает, отправляя на фронты Востока. Потому, как только возникает хотя бы намек на объединение пострадавших от современного геноцида украинцев, им сразу напоминают с кем на самом деле надо бороться – с предателями украинской национальной идеи, с сепаратистами в тылу. И неважно, что это могут оказаться соседи по дому, которых будут выселять власти или банки за неуплату.