На этой неделе молдавская публика взволновалась. В известном журнале Economist вышла статья о Молдове и политической ситуации. В ней рассказывается о тяжелой ситуации, сложившейся в государстве, которое уже пару недель живет без правительства. Попробуем и мы разобраться, что там произошло и что возможно.
Отставка Валерия Стрельца — закономерное продолжение борьбы Владимира Плахотнюка (тайно-явного кукловода Республики Молдова) против уже посаженного бывшего премьер-министра Владимира Филата и его ЛДПМ, несмотря на то, что с 2009 года они были союзниками по коалиции. Вообще ЛДПМ выдержала несколько ударов в течение последнего года. Сначала из партии вышел бывший премьер-министр Юрий Лянкэ, прихватив с собой пару человек и образовав новую партию — «Европейскую Народную партию» Молдовы, потом у здания ЛДПМ ассенизаторская машина вылила своё содержимое, а затем Влада Филата посадили. После его добили, выложив в интернет видеозапись его супружеской измены с коллегой жены. Его любовницу Интерпол уже объявил в розыск за хищение денег.
ЛДПМ и лично Валерий Стрелец уже покаялись за сотрудничество с Плахотнюком, признали вред от этой работы, но как бы готовы снова бороться за лучшее европейское будущее Молдовы уже без ДПМ. Таким образом, можно констатировать развал проевропейской коалиции, которая была у власти с 2009 года. Коммунисты (ПКРМ) с 2014 года, после изгнания из своих рядов группы, известной как «Талибан Ткачука», перестали быть политической силой, за которую будут голосовать. Партия Воронина выдохлась, потеряла творческий костяк, энергию и теперь также, как и ЛДПМ, обречена на стагнацию и развал. У неё нет будущего. В Молдове уже муссируются слухи, и ряд членов партии говорят о том, что ПКРМ объединится с ДПМ. Сам Воронин говорил о том, что может принять в партию бывшего директора банков, из которых украли миллиард — Илана Шора, ныне мэра Оргеева. Комментарии здесь излишни.
Так что возможный будущий альянс станет альянсом разросшейся ДПМ и ЕНП, в который потенциально может войти прорумынская партия Либералов — ЛПМ. Как будет объяснять такой альянс Гимпу пока неясно. Скорее всего, опять предложит сплотиться против русской угрозы европейскому пути Молдовы.
Левые партии по данным соцопросов имеют решающую поддержку в молдавском обществе. Партия социалистов Игоря Додона сейчас, пожалуй, одна из самых внушительных пророссийских и антиевропейских сил. Но Додон известен тем, что является специалистом по выборам президентов, как его сатирически назвали в проевропейской прессе. Он ещё в 2009 году вышел из партии коммунистов, чтобы избрать нынешнего президента Николая Тимофти. И есть подозрения, что в конечном итоге он является человеком Плахотнюка и способен в любой момент на любых основаниях поддержать молдавского олигарха, несмотря на всю его оппозиционную риторику. Возможно, это и расколет его партию. Тогда повторится ситуация с ПКРМ. В настоящий момент он заявляет о продолжении борьбы и готовит «городок Победы» — молдавский постоянный левый протест у парламента — к зиме.
Ренато Усатый и его «Наша Партия» (Partidul Nostru) — это настоящий кот в мешке. Его фигура уже привлекла внимание в России, где он сделал свой капитал. В Молдове он сейчас один из самых популярных и даже популистских политиков. Во многом именно он является надеждой для левого и пророссийского электората. Более того, Ренато пытается бороться за освобождение группы Петренко (самой левой партии в Молдове) из тюрьмы.
Но и его в понедельник 26 октября Наталья Морарь весь свой эфир популярной политической передачи обвиняла в сотрудничестве с Плахотнюком. Усатый отпарировал, заявив, что слухи о его сотрудничестве с Плахотнюком — часть игры Плахотнюка по дискредитации Усатого и подавлении протеста, а затем покинул студию. В настоящий момент Ренато Усатый покинул Молдову из-за серьезного заболевания и находится в Москве, где периодически встречается с российскими политиками и руководит подготовкой Бельц к Новому году.
Ключевой вызов для него, социалистов и вообще будущего Молдовы состоит в том, чтобы довести протесты до конца — добиться того, чтобы власть и государство были «пересобраны». Иными словами, государственные институты должны быть деполитизированы. В другом случае левые, скорее, будут вынуждены стать системной оппозицией, подавая иногда голос жалкой критики.
У главного кукловода Плахотнюка, несмотря на все его силы и возможности, выходов тоже осталось мало. Ресурсы у режима на исходе. Европейцы могут отказать во всех возможных грантах. (И тут надо предостеречь мудрое российское руководство от подачек Плахотнюку).
При этом кредиты европейцы и в частности румынская власть обещают только очередным проевропейцам. В этом же журнале Economist «возможным будущим премьер-министром» называют Майю Санду, члена фракции ЛДПМ и бывшую сотрудницу Всемирного Банка.
Местное население тоже устало, а в связи с кризисом мигрировать так легко, как раньше, не получится. Economist призывает Плахотнюка бежать из страны, но вот куда? И что делать гражданам Молдавии после этого? Пока что страна живет без правительства, с двумя угасающими протестами и отсутствием внятных перспектив на будущее.