За последний год в России националисты всех мастей толком ничего не добились. Интеграция в формирующуюся новую путинскую власть у них откровенно не удается, они остаются на обочине «белоленточных» протестов, и у них очень скромное присутствие в молодежной среде. Уровень расистского насилия в нашей стране до сих пор гораздо выше, нежели в Европе, но если сравнивать с динамикой предыдущих лет — можно сказать, что ситуация улучшилась. Национальные конфликты, периодически вспыхивающие в разных городах страны, зачастую появляются и разрешаются без присутствия идейных националистов.
Агрессивный национализм, конечно, хорошо бы вписался в основу прочих путинских корпоративистских практик. Но только не в условиях России, где во многих регионах есть предпосылки для этнического сепаратизма. Потому и был стерт нафталин с недавно ещё забытых «идеологий»: евразийства и антиамериканизма, которые теперь суют во все щели. С мифическим Госдепом в условиях России куда проще воевать, чем с реальными представителями какого-либо этноса.
Подписанная Путиным в конце прошлого года «Стратегия национальной политики» — очень интересный документ, наудивление разумный по нынешним временам правового нигилизма!
Стратегия неплохо описывает условия мирного сосуществования людей из разных этносов на одной шестой части суши. Насколько известно, при подготовке текста в него пытались впихнуть «государствообразующую роль русского народа», а также тезисы об укрупнении регионов за счет подавления их этнической самобытности. Но в финальном тексте от этих пассажей не осталось и следа. Националисты активно демонизируют роль этнолога Валерия Тишкова, который принимал участие в составлении стратегии, но такой текст — это явный выбор лично Путина, его администрации, а не немногих оставшихся в его окружении либералов.
Реальность, конечно, расходится с текстом стратегии. Северокавказцев не воспринимают как полноценных россиян, уровень народной ксенофобии зашкаливает, с жизненным укладом мигрантов из Средней Азии вообще мало кто хочет соприкасаться. Характерным примером последнего является дело о «рабах в магазине «Продукты»: правоохранители, скорее, не покрывают местных коррумпированных полицейских, а фактически самим саботажем расследования дают понять, что им не интересно каковы внутренние жизненные правила у «чурок». Главное, чтоб с местными не было трений.
Несмотря на всё это, Путин явно сделал выбор не в пользу спекуляций на этих народных предрассудках, а в пользу их преодоления. Удивительно, но из подписанного им текста в «левую нацстратегию» можно было бы спокойно скопировать целые куски.
Конечно, подлинная левая нацстратегия ставила бы под сомнение важность этнической идентификации. В ней было бы написано о том, что правила общежития в мегаполисе должны строиться на основе диалога индивидов, а не этнических диаспор. Важно было бы отметить заинтересованность многих бизнесменов в том, чтобы мигранты были обделены в своих правах. Заявить, что институты гражданства и регистрации революционный пролетариат отправит куда подальше.
Ну а пока мы видим, что власти не решились идти на поводу у националистов, тем самым отсрочив наступление новых социально-этнических конфликтов.