24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) выпускает свою знаменитую директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах». С этой даты многие как отечественные, так и заграничные исследователи периода красного террора отсчитывают начало политики так называемого расказачивания. Лжи по этому поводу сказано необыкновенно много, но практически каждый аргумент и факт, высказываемый критиками политики советской власти по отношению к казакам, оказывается либо беззастенчивым враньем, либо бессовестным передергиванием.
Всякая современная телепередача или документальный фильм, посвященный теме расказачивания, повторяет набор стандартных антисоветских баек. Извержение потока лжи обычно начинается с того, что будто упомянутая нами выше директива была подписана Яковом Свердловым. Этот тезис считается само собой разумеющимся, и доказывать его явно никто не стремится, хотя следовало бы. Посвятивший проблемам отношения казачества и советской власти целую серию исследований историк Леонид Футорянский между тем указывает, что подписи Якова Михайловича на директиве нет! Более того, в протоколе заседания ЦК РКП(б) отсутствует даже список лиц, присутствовавших на нем 24 января1. К сожалению, это не мешает отечественным разоблачителям «злодейств большевиков» повторять из года в год, что Свердлов был одним из главных организаторов истребления казачества.
Но давайте приглядимся, что же это была за директива? Документ действительно очень жесткий, ибо в нем предписывалось провести массовый террор против богатых казаков поголовно и вообще против всех казаков, которые принимали какое-либо участие в борьбе с Советской властью. Кроме того, речь шла о расстреле каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
Цитированием этих спорных, но, безусловно, не выходящих за пределы специфики того времени пунктов директивы критики советской власти и ограничиваются. Дескать, что вам еще надо — смотрите, какая жестокость!
Между тем, следует помнить, что уже 10 февраля 1919 года, член РВС Южного фронта и член ЦК РКП(б) Григорий Сокольников выступил против этой директивы, так как она, по его мнению, нуждается в дополнениях, которые приняли бы во внимание существующую степень дифференциации казачества. Он же в рамках заседания Оргбюро в преддверии VIII съезда РКП(б) сделал доклад о невыполнимости указаний центра по отношению к казакам, после чего вышло постановление о приостановке вышеназванных репрессивных мер! Всего этого в пропагандистских фильмах, посвященных теме расказачивания, мы не услышим.
Отметим также и то, что сама идея расказачивания принадлежит вообще не большевикам, а, как ни странно, самим казакам и некоторым из российских монархов. Да-да, именно после Пугачевщины, как справедливо напоминает Футорянский, в «правительственных кругах остро встал вопрос о ликвидации казачества. Однако после долгих дебатов решили ограничиться частными мерами: Запорожское казачество переселили на Кубань, ликвидировали Волжское казачество, Яицкое переименовали в Уральское, и даже Яик назвали по-новому — Урал»2.
В 60-е годы XIX века власть вновь задумалась о расказачивании.
«В период зрелого капитализма казачья войсковая система становится тормозом в развитии сельского хозяйства. Картину дополняло обилие неосвоенных земель, лежащих втуне, мизерность на них пашни, двадцатилетняя служба казаков, отрывавшая их на длительное время от земли, крохотный удельный вес казаков в предпринимательстве, промышленности и торговле. Казачьи земли, как и в целом помещичьи, давали более низкие урожаи и результаты в развитии сельскохозяйственного производства, чем крестьянские. Удельный вес предпринимательских казачьих, фермерских хозяйств был ничтожен по своим посевам, размаху животноводства, меньше по объему производства, чем предпринимательские крестьянские хозяйства. Урожайность с казачьих земель в конце XIX — начале XX вв. постоянно снижалась. По сути дела объективно начался процесс расказачивания»3.
О расказачивании заговорили сами казаки. Приведем несколько примеров. В 1905 году с требованиями ликвидации всех сословий выступают казаки Старо-Черкассой станицы, в Сретинской станице призывают отказаться от звания казака, забайкальские казаки в 1901 году подают петицию правительству, требуя вернуть их в крестьянское положение. На съезде делегатов Амурского казачьего войска в 1906 году принято решение об уничтожении казачьего сословия, ибо «звание казака уничтожено подавлением народных движений»4. Казачьи депутаты третьей Государственной думы вносили законопроект, согласно которому казачество предполагалось перевести в гражданское состояние5. Член Совета Союза казачьих войск Кулаков пошел еще дальше и заявил, что «пора бросить носиться со званием казака, все уже в войсках пришли к сознанию, что нет ни казаков, ни крестьян, ни дворян, а все мы граждане Российской республики, все должны нести одинаковую службу»6. После съезда Амурского казачества в Благовещенске в 1917 году станицы Покровская, Кульмарит, Екатерининская и Панковская высказались за ликвидацию казачества. Примеров масса, и они убедительно доказывают, что политика большевиков в этом плане была лишь логическим завершением объективного историко-экономического процесса. Увы, Гражданская война придала ему местами весьма и весьма жесткий характер, что выразилось в репрессиях и гибели тысяч человек.
Здесь, тем не менее, нас тоже ждет несколько интересных моментов, касающихся численности жертв расказачивания.
Если верить данным Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков7, красные в период с 1918 по 1919 год на Дону расстреляли 3442, а на Кубани и в Ставрополье 2142 человека. Всего более 5 с половиной тысяч человек8. Безусловно, страшные цифры, хотя мы, к сожалению, не знаем, за что конкретно расстреливали этих людей. Однако даже если предположить, что все эти жертвы были совершенно безвинно замучены, то масштабы репрессий красных против казаков все равно безнадежно блекнут, когда мы знакомимся с тем, сколько казачьего народу погубили белые.
Атаман Петр Краснов (тот самый предатель, который в годы Великой Отечественной войны пойдет служить Гитлеру и будет казнен за это в 1947 году), верховодя на Дону в годы Гражданской войны, расстрелял и повесил 45 тысяч казаков9! Более подробно на эту тему высказался в одном из своих интервью доктор исторических наук Павел Голуб:
«Было принято около 1400 приговоров (многие на десятки или даже сотни человек) об исключении сочувствующих Советской власти из казачьего сословия — с лишением всех казачьих прав и льгот, конфискацией имущества и земли, высылкой за пределы Дона или на принудительные, каторжные работы. Более 50 таких приговоров опубликованы в правительственных газетах «Донской край» и «Донские ведомости». На основе этих данных мною произведён расчёт, который показал: средств к существованию были полностью лишены и подверглись преследованиям до 30 тысяч красных казаков с их семьями. В октябре 1918 года последовал указ Большого войскового круга о «расказачивании» всех казаков, перешедших на фронте на сторону Красной Армии. К тем 30 тысячам репрессированных в тылу добавились многие тысячи фронтовиков. Красных казаков, которые попадали в плен, ждала только смертная казнь. А в общей сумме во время красновщины, то есть с мая 1918-го по февраль 1919 года, было зверски истреблено не менее 45 тысяч сторонников Советской власти на Дону. Так что директива Оргбюро ЦК РКП(б) стала в определённом смысле ответной мерой на белый террор»10.
Объективная реальность вновь оказывается злейшим врагом антисоветской пропаганды. Впрочем, как всегда.
- Футорянский Л.И. Казачество России в огне Гражданской войны (1918-1920 гг.). Оренбург 2003. ↩
- Там же. ↩
- Там же. ↩
- Высший подъем революции 1905-1907 гг. Ноябрь – декабрь 1905. М. 1958 г. Часть 2. — с.1004-105. ↩
- РГВИА. Ф.330, оп.81, д.30, л.15. ↩
- Л.И. Футорянский. Борьба за массы трудового казачества в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (март-октябрь 1917 г). — с.63. ↩
- Эта замечательная «объективная» комиссия, созданная по распоряжению Деникина, занималась в частности расследованием таких ужасных решений, принятых красными, как уничтожение коренных основ семьи, сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы. Последнее было признано «злодеянием», так как якобы вело к снижению производительности труда! ↩
- Е. Лосев называет цифру в 10 тысяч человек (Е. Лосев. Миронов. — М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ, 1991. — с.314 – 325.) ↩
- Д.С. Бабичев. Донское трудовое казачество в борьбе за власть Советов. — Ростов-на-Дону, 1969. — с.3-4. ↩
- «Правда», 25-28 сентября 2009, №105 ↩