Прошедший в Нидерландах консультативный референдум оказался сильным политическим ударом по европейским амбициям украинской власти. Во многом «виновными» в этом оказались голландские социалисты.
Нидерланды были единственной страной — членом Евросоюза, где граждане высказали свое мнение относительно Соглашения об ассоциации ЕС и Украины. И произошло это во многом… случайно. С 1 января вступил в силу закон, позволяющий группам избирателей инициировать референдумы по различным (но далеко не всем возможным) пунктам или уже одобренным властями соглашениям.
Надо сказать, что гражданские активисты, левая и правая оппозиция боролись за организацию подобных плебисцитов многие годы.
В истории Нидерландов прибегать к такого рода волеизъявлениям было не принято, поэтому властвующие партии, как могли, откладывали принятие этого закона. Во многом и потому, что референдум 2005 г. показал, что голландцы способны сделать «неправильный» с точки зрения политической элиты выбор.
Ведь 11 лет назад, несмотря на кампанию всех основных масс-медиа и ведущих партий, избиратели Нидерландов сказали «нет» ратификации «Евроконституции».
Но в итоге законопроект о «гражданских инициативах» в одной из самых демократических стран ЕС все же приняли. Речь в нем идет именно о консультативных референдумах, когда парламентарии обязаны лишь «прислушаться» к вердикту избирателей. Да и то в случаях, если в голосовании примет участие не менее 30% зарегистрированных голландских подданных. Так уж получилось, что гражданские активисты решили сделать своей первой «жертвой» именно Украину, собрав вместо требуемых трехсот тысяч 427 тысяч подписей в поддержку плебисцита, который и прошел в этом месяце.
При этом большинство нидерландцев, что и выявил сам референдум, проблема ассоциации Украины и ЕС волновала очень мало. Журналисты перед голосованием убедились в том, что большая часть их соотечественников даже не совсем в курсе, где располагается Украина.
Но вот для радикальной (или, как ее именуют в самой Голландии, популистской) политической оппозиции, настроенной на будущих законодательных выборах в 2017 г. всерьез подвинуть «системные» партии, украинский вызов оказался как нельзя лучшим подарком. Даже если сам почин по организации референдума принадлежал надпартийной ассоциации евроскептиков «Форум граждан ЕС», можно не сомневаться: итог самого голосования является политической победой фланговых партий в Нидерландах – крайне правой Партии свободы (ПС) и левопопулистской Социалистической партии (СП).
В том, что на участки для голосования в результате пришли 32% избирателей и более 60% из них сказали «нет» Соглашению о «евроассоциации» Украины, безусловно, решающая заслуга принадлежит именно социалистам и «свободникам». Плебисцит 6 апреля вновь, в который уже раз показал, что рядовые избиратели все слабее прислушиваются к еврофильским заявлениям лево- и правоцентристских сил. Эти партии (в частности, входящие в правительство Нидерландов праволибералы и социал-демократы из Партии труда, ПТ) провели откровенно серую, мутную кампанию. По большому счету, они делали ставку на провал явки нидерландцев. С другой стороны, правительственные партии не смогли предложить политизированной части общества (а именно она, что называется, и определила явку в ходе голосования в начале апреля) чего-то нового, акцентируя внимание лишь на необходимости солидарности со сделавшим свой «демократический выбор» украинским народом.
Те партии левого спектра, которые призывали своих сторонников сказать «да» Соглашению об ассоциации ЕС и Украины («трудовики» и «Зеленые левые») совершенно не координировали собственные кампании. Да и как оказалось в действительности, значительная часть их электората (по некоторым данным, более 45% избирателей ПТ, например) в итоге проголосовала не так, как того требовали партийные руководители. Здесь опять же вовсе не «виновата» Украина. Сказалось как критическое отношение к социально-экономической политике нынешнего правительства, так и в целом евроскептические настроения рядовых голландских избирателей, еще более усилившиеся в годы глобального финансового кризиса.
Но, с другой стороны, негативный результат гражданского референдума вряд ли состоялся бы без эффектной, креативной и энергичной кампаний, которые отдельно друг от друга, подчеркнем это особо, проводили нидерландские правые и левые евроскептики.
Не имея задачи останавливаться на кампании ПС, отмечу лишь вскользь, что в данном случае упор делался на страхах голландских обывателей перед гипотетической украинской экономической иммиграцией и в целом на недовольстве действиями «брюссельской еврократии». Сразу же после оглашения итогов плебисцита лидер ПС Герт Вилдерс с воодушевлением заявил: «Кажется… это начало конца ЕС».
Что касается критиков соглашения с Киевом слева, они проявили большую изобретательность. Так, Партия защиты животных, представляющая собой левоэкологическое направление, не без оснований убеждала добродушных голландцев в том, что на Украине отвратительные условия содержания скота, клетки, в которых содержатся свиньи, не соответствуют международным стандартам, а обращение с бездомными животными, как говорится, хуже некуда…
Но все-таки большая часть тех, кто проголосовал «нет» с позиций левых европессимистов, это, конечно же, сторонники соцпартии. Как отмечает парламентарий от СП Харри ван Боммель, «мы провели очень мощную политическую кампанию. В пикетах, раздачах листовок и плакатов, проведении митингов приняли участие не менее семи тысяч активистов СП». Как и в 2005 г., когда социалисты призывали сказать «нет» Европейскому Конституционному договору, этой весной кампания социалистов также была направлена за «нет».
Но голландские постмаоисты выступали в этой агитационной кампании без всякого националистического дискурса. Они обстоятельно показывали согражданам, что «договор об ассоциации носит неолиберальный характер» и окончательное утверждение этого соглашения «лишь укрепит украинских коррупционеров и олигархов».
Активисты голландской СП показывали также, что на Украине не соблюдаются адекватные социальные стандарты и поэтому ассоциация с подобными государствами лишь обесценивает и без того пребывающую в кризисе европейскую социальную модель. Громче, чем кто-либо другой в нидерландском политическом пространстве, социалисты выявляли известные факты преследования политической оппозиции в Украине. Если открытые европейские фашисты, как, например, лидеры итальянской организации «Социальная солидарность», заявляют о своем уважении к борьбе украинских патриотов, то, оставаясь на позициях интернационализма, голландские социалисты отвергают подобную солидарность с теми, кто правит нынешней Украиной.
В ответ же на критику со стороны руководителей ПТ и «Зеленых левых» в том, что кампания соцпартии оказалась «на руку Путину», лидер социалистов в верхней палате нидерландского парламента Тини Кокс ответил, что на самом деле на руку Москве в ЕС играют те, кто всеми правдами и неправдами стараются протолкнуть Украину и Грузию в НАТО.
Очевидно, что агитационная кампания голландских социалистов была весьма успешной. Партия пополнилась за недели ведения политической агитации новыми членами и сторонниками. В преддверии намеченных на 2017 г. законодательных выборов социалисты укрепили свои политические позиции в обществе, что, думается, позволит им с позиции силы побороться с ослабленной правительственным статусом ПТ за звание первой левой партии королевства.