В начале этого года свет увидело курьёзное, но весьма показательное событие: патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выпустил биографический календарь про Сталина.
Великий и ужасный классик (отнюдь не Сталин) когда-то говорил, что идеология — это понимание мира, искажённое классовым положением носителя этой идеологии. Забыл он только добавить одну мысль: идеология часто привязывается к конкретному образу, брэнду, которым с одинаковым успехом может пользоваться как правящий, так и угнетённый класс. И когда одна и та же идеология переходит из рук подчинённого класса в руки класса правящего, рождается её противоположность, зеркальное отражение. Именно по ту сторону границы реальности создаются православные сталинские календари. Впрочем, судя по количеству православных сталинистов у нас в стране, не только календари обитают в Зазеркалье, но и впечатляющий процент россиян.
Кто знаком с историей сталинской эпохи, но не понимает классовой подоплёки идеализма, тот может удивиться появлению таких календарей-химер. Именно при Сталине было закрыто и разрушено наибольшее число храмов за советский период, репрессировано огромное число священников. Наиболее знаковый случай произошёл с Храмом Христа Спасителя: руководство его уничтожением Сталин поручил лично Лазарю Кагановичу — самому что ни на есть еврею и своей правой руке в вопросах градостроительства. Учитывая пещерный антисемитизм значительной части православных сталинистов, просто вопиющий факт. Но и он их не останавливает.
Чтобы закономерное не казалось парадоксальным, попробуем понять, как устроено Зазеркалье.
Когда идеология рождается в недрах угнетённых слоёв общества, она, как правило, носит освободительный характер. Так было с христианством (освободительный характер которого сейчас пытаются восстановить в рамках “теологии освобождения”), так было и с большевизмом, одной из ветвей которого является сталинизм. Если идеологии вдруг удаётся пробиться во власть (в результате революции или банального заимствования правящим классом), то она теряет свою освободительную направленность и становится, наоборот, идеологией подавления, ибо правящий класс всегда стремится законсервировать своё господство, а для этого ему нужно подавлять бунтарские стремления в народе.
Наиболее яркий пример этой метаморфозы можно как раз проследить в развитии христианства. Иисус Христос в своё время был казнён ни за что иное, как за надругательство над властью светской и религиозной (а именно — за призывы ограничить торговлю в храмах, за наречение храма в его тогдашнем виде “вертепом разбойников”, за “присвоение” титула “Царя Иудейского”, то есть фактически за призывы к сепаратизму от Римской империи и т.д.). Идея всеобщего равенства (перед Богом, “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”), взаимопомощи (“возлюби ближнего”) и прощения (“подставь другую щеку”) вступала в жесточайшее противоречие с иерархией Рима и с исторической точки зрения попадала аккурат на закат рабовладения, обусловленного уменьшением притока рабов из новых покорённых земель и невозможностью эффективного контроля над ними. Совпадение идеологической направленности и материальных предпосылок дало мощнейший импульс к развитию христианства и результате вынудило превратить его из религии угнетённых в государственную идеологию.
Как только это происходит, “официальные” ветви христианства начинают терять свой освободительный характер и со временем приобретают откровенно реакционный вид. Это долгая отдельная история, полная инквизиций, ”властей от Бога”, традиционализма вопреки прогрессу и прочего. Желающие могут ознакомиться с ней самостоятельно. Приведём только самый показательный пример из числа последних: в 2012 году при полном одобрении Русской Православной Церкви за решётку отправляют девушек из Pussy Riot за повторение истории с “вертепом разбойников”.
Аналогичный путь проходит и сталинизм, но гораздо позже. В 10-е, 20-е и даже 30-е годы XX века большевизм (точнее, его сталинская ветвь) был всё ещё идеологией освобождения, несмотря на то, что неумолимо подминался под себя бюрократией.
В узких кругах широко известно интервью Сталина с Фейхтвангером, где “хозяин СССР” осуждает собственный культ личности и, более того, называет последователей своего культа бескультурными людьми.
Назовите-ка современных православных сталинистов бескультурными и посмотрите на их реакцию. А потом ещё в насмешку приведите цитату из этого интервью. Встреча реального Сталина и Сталина из Зазеркалья — впечатляющее зрелище, полное огня и фейерверков. Если вы понимаете, о чём я.
Когда большевизм начала XX века столкнулся с христианством, это было великое противостояние освобождающей и угнетающей идеологий.
Когда современный “державный” сталинизм, уже насквозь пропитанный извращённым духом господствовавшей в СССР бюрократии, встречается с “державным” и поддерживаемым на государственном уровне православием, получается не противостояние, а нерушимый союз двух идеологий правящего класса.
Православные календарики со Сталиным в главной роли — это не парадокс, а стальная необходимость капиталистического бытия России.
Никто не пойдёт читать интервью Сталина, узнавать его отношение к религии, никто не поинтересуется его настоящей биографией, его идеями и причинами его успехов, когда зарплаты едва хватает на месяц, и задолженность по кредиту висит над тобой и твоими близкими, словно Дамоклов меч, и когда ни жизнь, ни государство, ни братья по классу не научили бороться за благополучие самостоятельно. В таких случаях люди предпочитают хвататься за сверхестественные, лживые, но простые и красивые рецепты спасения. И искажённые Зазеркальем идеи, вроде покорного ожидания второго пришествия Сталина или Христа, оказываются здесь как нельзя кстати.
Идеологи правящих классов, культивирующие в том числе и православный сталинизм, вообще свободны от законов логики. Единственный их закон — о единственном благе вне пространства и времени, о подчинении Хозяину. Из кого там лепить образ абсолютного Хозяина — второй вопрос. Можно вообще в один миксер закинуть Сталина с Гитлером, Лукашенко и Каддафи — забитый и беспомощный пипл схавает. Главное, чтобы получившийся супер-герой расстреливал врагов миллиардами одним взглядом и высокопарно обещал вернуться верхом на ветре истории с возмездием в могучей деснице.
Однако внесём немного конструктива. Многие агитаторы, когда им выпадает бороться с Зазеркальем, неоправданно увлекаются осуждением предметов поклонения (того же Сталина, например), или, что ещё хуже, пытаются вместо “плохих” идолов порекомендовать “хороших”. Получается этакий спор двух детей о том, кто круче — Супермэн или Бэтмэн. Хотя тот, кто более-менее знаком с детской психологией, знает, что ребёнок, будучи отлучённым от церкви одного супер-героя, тут же будет обращён в новую веру.
Дети верят в супер-героев и заводят воображаемых друзей потому, что ещё не обладают возможностями достаточно влиять на реальность. По этой же причине во многих странах женщины в среднем религиознее мужчин — социальная среда предоставляет им меньше прав для управления собственной жизнью.
Отсюда простой вывод: пока человек не умеет бороться за свою жизнь самостоятельно, бесполезно рассказывать ему об ужасах тоталитаризма и рабства — в этих двух явлениях он будет видеть своё спасение, потому что не может жить иначе. Простое объяснение о том, как взять и повысить себе зарплату, не ожидая “второго пришествия” руководителя (а таких способов существуют десятки, не обязательно сразу ударяться в стачку), даст человеку гораздо больше, чем многочасовые пафосные рассуждения об абстрактной свободе, в ответ на которые вас только обзовут “либерастом” (даже если последних вы терпеть не можете).
Умение решать свои проблемы в реальности — единственный путь из Зазеркалья. И путь этот, к сожалению, сейчас кажется слишком заброшенным нашими соотечественниками.