Когда минувшей весной на юго-востоке Украины только начинала разгораться гражданская война, многие посчитали себя свидетелями так называемой «русской весны», освобождения людей от власти фашистов в борьбе за укрепление русского мира. В значительной мере такой трактовке событий способствовали новые киевские власти, среди которых особенную активность проявляли ультраправые, открыто обвинявшие русских и Россию во всех бедах Украины. Кроме того, уверенность официального Киева в том, что США и страны Евросоюза смогут помочь Украине преодолеть любые политические и экономические трудности привела к фактическому отказу от поиска любых компромиссов с ориентированными на Россию регионами, это раскололо страну.
Однако когда жители Донецкой и Луганской области решились на проведение референдума, они надеялись на дальнейшее воссоединение с Россией по примеру Крыма или на федерализацию Украины. Но ни того, ни другого не произошло.
В ответ на объявление о создании Донецкой и Луганской народных республик Киев начал так называемую антитеррористическую операцию, тем самым начав гражданскую войну. В свою очередь Москва ограничилась только политической поддержкой самопровозглашенных народных республик и гуманитарными грузами в Донбасс.
Вначале казалось, что война не может продлиться долго, так как с одной стороны баррикад были плохо вооруженные рабочие без опыта ведения боевых действий, а с другой — украинская армия. Но повсеместная поддержка ополченцев местным населением, их уверенность в своей правоте, а также слабый боевой дух и некомпетентность руководящего состава в киевских войсках сделали свое дело. Война идет уже шестой месяц, боевые действия стали напоминать качели, но решительного преимущества ни та, ни другая сторона получить не может. Донбасс все больше начинает напоминать кладбище, в регионе разразилась гуманитарная катастрофа, и миллионы беженцев стали ярким тому подтверждением.
Объявленное 5 сентября перемирие уже не первое в истории этой войны. Впервые президент Украины Петр Порошенко объявил об одностороннем прекращении огня в Донбассе 20 июня. Это заявление было сделано на фоне его недавней инаугурации и многими расценивалось как сигнал к тому, что новый президент объединит страну. Тем не менее, перемирие продлилось только до 30 июня и дало возможность враждующим сторонам перегруппироваться и накопить силы для продолжения войны. О реальном примирении не могло быть и речи. В эти десять дней боевые действия были приостановлены лишь частично, несмотря на то, что крупные операции не проводились, перестрелки не прекращались ни на один день, и люди продолжали гибнуть.
И все же сентябрьское прекращение огня имеет ряд серьезных отличий, в первую очередь с позиции Киева.
Во-первых, правительство Украины уже неоднократно признавалось, что экономический кризис в совокупности с боевыми действиями на юго-востоке страны привел экономику страны к практически полному краху.
Во-вторых, украинские СМИ переполнены историями о тяжелом положении своей армии в Донбассе. Даже те украинцы, которые протестовали против правления Виктора Януковича и голосовали за Петра Порошенко, начинают выходить на акции протеста против, по их мнению, безответственной политики Киева в вопросе войны на юго-востоке страны.
В-третьих, по мере приближения холодов перед Украиной все острее встает вопрос нехватки газа. Обвиняя Россию в посягательстве на украинский суверенитет, официальный Киев просто не может принимать от нее газ. Но без нового газового контракта киевские власти могут не пережить зиму.
В-четвертых, несмотря на всю поддержку киевских властей, ни США, ни Евросоюз не в состоянии остановить гражданскую войну на Украине. Антироссийские санкции, отказаться от которых в условиях войны Запад не может, также не способствуют примирению сторон, зато наносят ощутимый вред экономикам всех стран-участниц санкционного противостояния. В результате Запад сам начинает подталкивать Киев к переговорам, чтобы избавить себя от ненужных ограничений, например, на поставки товаров.
С другой стороны ополченцам необходимо справиться с гуманитарной катастрофой, ведь без этого они не смогут сколько-нибудь долго продолжать сопротивление киевским войскам. Когда война началась, например, Донецк и Луганск были областными центрами – крупными, цветущими городами. Тогда они вполне могли претендовать на роль столиц самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Теперь же они стремительно превращаются в руины. Люди бегут от войны, но так же оказывается, что они бегут из народных республик. Регион нуждается в срочном восстановлении, иначе наступит время, когда ополченцам будет нечего и некого защищать.
Таким образом, перемирие выгодно всем противоборствующим сторонам. Поэтому не удивительно, что 5 сентября в Минске представители Киева и народных республик Донбасса при посредничестве ОБСЕ и России договорились, в том числе, о прекращении огня, отводе войск, обмене пленными по системе «всех на всех» и принятию мер для гуманитарной помощи и экономического возрождения региона. Также стало известно, что обеспечивать эффективный международный контроль за соблюдением режима прекращения огня, который должен носить «исключительно двусторонний характер», будет ОБСЕ.
Однако объявленное перемирие не может считаться началом конца гражданской войны на Украине. Срыв «режима тишины» возможен в любой момент, особенно если учесть разношерстный состав противоборствующих армий и разные стратегические цели сторон.
Хорошо известно, что основной ударной мощью украинских войск в войне с ДНР и ЛНР являются добровольческие батальоны, зачастую финансируемые местными олигархами, чьи интересы далеко не всегда совпадают с интересами руководства страны. Батальоны «Айдар», «Азов», «Донбасс» и другие не сходят с новостных лент СМИ, так как именно с ними связаны все главные операции Киева в восставшем регионе. Однако эти же батальоны нередко обвиняются в преступлениях.
Так, 24 августа стало известно, что командование батальона Айдар назначило в ряде отвоеванных нацгвардией Украины городов Луганской области военную администрацию. Наблюдатели ОБСЕ рассказали, что в населенном пункте Счастье они встретились с командиром батальона «Айдар», который заявил, что по собственной инициативе назначил военную администрацию в Счастье, Старобийске, Новоайдаре, Лутугине и Северодонецк. Как заявил сотрудникам миссии ОБСЕ командир батальона, сделано это было, поскольку «правоохранительные органы коррумпированы, а гражданская власть работает неэффективно».
Из этого можно сделать вывод, что украинским властям придется приложить немало усилий, чтобы сдержать этих добровольцев в рамках договоренностей, достигнутых с ополченцами. Ведь на данный момент они не подчиняются даже действующим украинским законам.
Схожую ситуацию можно наблюдать и среди ополчения самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Непосредственно перед началом переговоров в Минске 5 сентября из ДНР стала поступать информация о попытке «госпереворота». Командир подразделения «Варяг» Александр Матюшин заявил об аресте секретарши главы МГБ ДНР Леонида Баранова людьми лидера силового блока ДНР Владимира Антюфеева. По словам Матюшина, Антюфеев также приказал арестовать других активистов ДНР. Вполне вероятно, что эта смута могла начаться из-за того, что далеко не все сторонники народных республик были согласны на перемирие.
Поэтому не удивительно, что уже на следующий день после объявления о прекращении огня народные республики Донбасса и Киев начали обмениваться взаимными обвинениями в нарушении «режима тишины», а Международный Красный Крест заявил, что не смог распределить гуманитарную помощь в Луганске из-за артобстрела. Вместе с тем, Киев начал усиливать свою военную группировку под Донецком и Мариуполем, что, конечно, противоречит соглашению об отводе войск.
Не менее сложная ситуация сложилась и с заявлениями о будущем Донбасса. На переговорах в Минске 5 сентября этот вопрос не обсуждался, что, возможно, позволило сторонам договориться. В конце концов, официальный Киев продолжает считать ополченцев ДНР и ЛНР террористами, хотя Порошенко и пообещал амнистировать всех ополченцев. Те же в свою очередь называют украинские власти фашистскими.
Президент Украины Петр Порошенко заявил о своей готовности сделать «выдающиеся шаги» по децентрализации власти в некоторых районах Донецка и Луганска, предоставить им экономическую свободу, гарантировать свободу использования любого языка на этой территории и придерживаться их культурных традиций. Также достигнутые в Минске соглашения предусматривают проведение досрочных местных выборов в Донецкой и Луганской областях. Возможно, в результате этих выборов в регионе сможет появиться переходное правительство, в чью задачу, в том числе, будет входить дальнейшее примирение сторон. Однако лидеры ДНР и ЛНР заявляют, что не видят своих республик в рамках даже федеративной Украины. По словам главы ЛНР Игоря Плотницкого, народные республики по-прежнему намерены отсоединиться от Украины.
Преодолеть все эти разногласия можно только при помощи совокупной воли всех тех, кто подписывал минское соглашение. Своими совместными усилиями они должны добиться того, чтобы все заинтересованные в продолжение войны стороны начали выглядеть преступниками. Допустить срыва переговорного процесса нельзя, ведь с каждым новым днем войны будет все сложнее договориться о мире. Но это, конечно, только в том случае, если целью перемирия было установление мира, а не перегруппировка для дальнейшего превращения Донбасса в аналог Чечни или Косово.