7 ноября 2016 года в питерском «Чаплин-холле» состоится концерт группы «Третий фронт», посвящённый 99-й годовщине Великого Октября. Событие для «культурной столицы» России явно неординарное, далекое от установившихся на рыночном музыкальном Олимпе «стандартов» и «форматов». Сегодня мы беседуем с руководителем творческого коллектива Владимиром Прониным.
Группа “Третий фронт” выступает не первый год. С чем она подошла к нынешнему концерту? Можно ли рассматривать нынешнюю программу как итоговую, подводящую черту под определенным этапом творческого пути накануне нового рывка?
Как подводящий некую черту можно рассматривать наш прошлогодний юбилейный концерт, где мы показали лучшее, что накопилось за эти годы. Программа же, которую мы готовим к 99-й годовщине Великого Октября, надеюсь, станет новым этапом в жизни группы. Обновился состав, скорректирован репертуар, поменяется форма подачи материала.
Тексты вашей группы носят – и вы этого не скрываете – характер политический. Что такое для вас «политический рок», если, конечно, подобный термин уместен?
Мы всегда старались уходить от плакатности в текстах песен. Лозунги хороши на митингах. Искусство же, на мой взгляд, должно быть тоньше и глубже. Оно обращается к чувствам человека, его интеллекту. Поэтому я не могу сказать, что понятие «политический рок» уместно в нашем случае.
Оцените нынешнюю музыкальную ситуацию с точки зрения общественного влияния рок-музыкантов, их воздействия на умы и сердца слушателей. Как в этой связи вы позиционируете «Третий фронт»?
В годы перестройки в нашей стране была популярна фраза «рок – музыка протеста». Подразумевался, вероятно, протест против системы, фактически – против советской власти. Показательно, что с демонтажем СССР все эти так называемые «протестные рокеры» либо запели про небо и цветочки, неразделенную любовь, либо вовсе исчезли со сцены. Вопрос – неужели стало не против чего протестовать? Согласитесь, это странно.
Сегодня невесёлая наша жизнь даёт нам богатейший материал для использования его в различных формах искусства – кино, живописи, поэзии, музыке. Почему этого почти нет?
Есть немногочисленные молодые люди, которые пытаются выразить протест против буржуазности, но формы этого протеста крайне незрелые, часто построенные по принципу сделать назло, спеть мимо нот, игнорировать гармонию и мелодию.
Вероятно, это находит отклик в небольшой прослойке таких же незрелых молодых людей, но широкой публике такие формы непонятны, они их отталкивают.
Задача «Третьего фронта» как творческой единицы сейчас состоит в том, чтобы транслировать мысли в формах, понятных широкому зрителю, показать неправомерность опошления популярных жанров. Кто-то в прессе окрестил наш жанр как «поэтический рок». Пусть так, я не против. Нам действительно не всё равно, о чем петь.
Какой музыкант, исполнитель прошлого является для вас образцом – как с собственно творческой стороны, так и в плане общественного воздействия, если таковые вообще есть?
Есть немало музыкантов, которые проводили благотворительные концерты и передавали деньги в различные фонды. Такие поступки можно назвать гражданской позицией артиста. Ведь публичная, широко известная личность имеет огромное влияние на свою аудиторию, которая буквально прислушивается к словам своего кумира, присматривается к его поведению, поступкам. Поэтому ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов ответственность, которая ложится на популярных артистов.
К сожалению, сегодня понятие ответственности не в почёте. С одной стороны, известные музыканты открещиваются от политики, с другой стороны, с удовольствием принимают приглашения на ток-шоу, где рассуждают о той же политике или истории, совершенно не задумываясь, как слово их отзовётся.
Однако есть и в нашей стране музыканты, которые занимают четкую позицию по острым общественно-политическим вопросам, не боятся критики, посещают горячие точки, помогают пострадавшим от действий украинских карателей в Донбассе. Это Юлия Чичерина, Вадим Самойлов, Иван Демьян и другие.
Существует ли такое понятие, как «русский рок»? Вообще, насколько, на ваш взгляд, современная музыка может быть национальной? Как влияние мировой музыкальной волны ощущается среди российских рок-музыкантов?
Так называемый «русский рок» – это не музыкальный жанр, а некий общественно-политический ярлык, приклеенный к бунтарям против советской системы в перестроечные годы. Отличительной его особенностью были порой неплохие тексты, содержащие в себе мысль, что в современной поп- и рок-музыке стало редкостью. На этом вся «национальная особенность русского рока» заканчивается.
Что касается мировых музыкальных тенденций, безусловно, они влияли и влияют на отечественную музыку. Сегодня характерны эклектика, смешение жанров, появление новых.
К сожалению, то, что мы видим на современной российской сцене, в большинстве своём это дешевая калька с наиболее финансово успешных американских и европейских проектов.
В чем, если кратко, состоит, на ваш взгляд, суть «послания к человеку», с которым музыканты «Третьего фронта» выходят на сцену, которое стараются донести до своих слушателей?
Во все времена одна из основных задач искусства – отражение окружающей действительности. Мы хотим, чтобы зрители, которые пришли в зал, хотя бы на время задумались, как они живут, в каком мире, какие ценности их окружают.
Скажу честно, я люблю танцевальную музыку, крепкий ритм, яркую мелодию. И вовсе не против песен о любви. Но именно сейчас как никогда мне хочется песен со смыслом, вероятно, из-за того, что они в дефиците.
Искусственно созданный в перестройку дефицит товаров сменился сегодня искусственно созданным дефицитом совести, порядочности, культуры.
Общество, охваченное жаждой потребления и наживы, постепенно превращается в диких животных, поедающих друг друга. Обо всем этом и о многом другом мы скажем со сцены 7 ноября через простые и понятные широкому зрителю музыкальные формы.